«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 15% |
А.Г. Здравомыслов, А.А. Цуциев пишут: "Российский конструктивизм, интерпретируя этнические процессы, одновременно стремится наращивать с помощью своих интерпретаций вероятностный ресурс тех из этих процессов, которые он полагает благотворными для страны. Или, как выражается в одной из своих статей Дан Смит, теория вовлечена в "творческое символическое действие". Отсюда ясно, что конструктивизм предстает как теория нациестроительства - то есть определенная идеология" (34). Само это утверждение идеологизировано (возможно, из соображений политкорректности). Сообщество российских интеллигентов, мыслящих этничность в понятиях конструктивизма ("российский конструктивизм"), расколото в отношении того, что считать "благотворным для страны", в той же мере, что и другие сообщества.
Например, этнолог В.А. Тишков, занимающий высший административный пост в официальной этнологии РФ, является убежденным конструктивистом, но в практической политике он предлагал меры, на мой взгляд, разрушительные для хрупкого межнационального общежития РФ. Ибо в более широком контексте его идеологическая позиция радикально антисоветская, и инструмент конструктивизма он стремится использовать для скорейшего разрушения унаследованных от Российской империи и СССР структур. Но тем, кто стремится затормозить разрушение и ввести процесс в более "благотворные для страны" рамки, глупо отказываться от того знания и тех инструментов, которыми владеет В.А. Тишков.
Тем не менее обладание силой более верного знания в целом полезно и потому, что предохраняет от неосознанных угроз. Тот факт, что принятый в советское время способ понимания и рассуждений об этничности выводился из примордиализма, разоружил наше общество и сделал его беззащитным против взрыва этничности в 80-90-е годы, является фундаментальным независимо от политической или идеологической позиции. Если бы интеллигенция и власть рассуждала на языке конструктивизма, было бы легче предвидеть последствия многих фатальных решений и разоблачить махинации разрушительных теневых и преступных действий.
К. Янг пишет: "Превалирующие способы рассуждений относительно культурного плюрализма (т.е. этничности. - С. К-М ) оказывают влияние на те формы, которые может принимать общинная солидарность. В момент своего окончательного кризиса 1989-1991 гг. Советский Союз оказался заложником той теории государства, которая была дана его основоположниками в их диалектическом стремлении пленить, подавить и приручить этнонационализм. Догмат "национальный по форме, социалистический по содержанию" стал взрывоопасным, как только социализм, рухнув, утратил доверие, оставив после себя только "национальную форму" в виде пятнадцати построенных по национальному принципу республик, от "права" которых на самоопределение централизованная автократия государственного социализма уже не могла более отмахиваться как от чего-то тривиального" (2, с. 122).
Действительно, в условиях хаоса 1917 г. и гражданской войны, разорвавших Российскую империю, советская власть нашла формулу государственности, которая позволила "пленить, подавить и приручить этнонационализм". Эта формула заключалась в том, что народам было предложено собраться в единое государство на основе общежития, "национального по форме, социалистического по содержанию". Но, мысля в понятиях примордиализма, мы просто забыли (и даже не заметили) того, что удалось "пленить, подавить и приручить". И когда Горбачев со всей его ратью соблазнил активную часть общества отказаться от второй части формулы и ликвидировать "социалистическое содержание", никто не поднял вопроса о том, как поведет себя "прирученный" этнонационализм.
Вспомним те годы - ведь об этом даже не подумали. Казалось, что изначально данная и почти неизменяемая этничность не изменит своих свойств от такой приятной мелочи, как, например, многопартийные выборы или хозрасчет. Нам так казалось в силу всеобщего невежества, в силу того, что мы исходили из неверных постулатов.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||