«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 12%


         Более того, те выступления представителей этнических элит, которые были катализатором этого процесса и на которые можно влиять в рамках общественного диалога, уже в большой мере перестали влиять на ход событий - как стартер, запустивший большой мотор.
         А.Г. Здравомыслов и А.А. Цуциев делают очень тяжелый, если вдуматься, вывод: "Дискриминационные практики лишь отчасти коррелируют с развернутостью националистических идеологий или "политикой". Другими словами: обыватель не очень ждет эксперта-примордиалиста или опирающегося на его оценки политика для того, чтобы практиковать свои собственные взгляды. Он даже не ждет очередных медиа-новостей, чтобы снова убедиться в своих фобиях. Полагать, что социальные науки "создают" предпосылки для дискриминационных практик - значит игнорировать то обстоятельство, что эти практики уже некоторым образом развернуты, и политик в соответствующих дискриминационных решениях опирается не на академический примордиализм, а на "примордиализм" обывателя" (34).
         Понятно, что преодолеть "примордиализм обывателя" можно лишь путем "молекулярного" изменения культуры и массового сознания, что достигается посредством улучшения социально-экономических условий и устранения тех факторов, которые мобилизуют этническое сознание в конфронтации с соседними народами или "центром". Это долгий и кропотливый процесс государственного, экономического и культурного строительства.
         И все же важно, с какими установками подходит к этой задаче культурная элита каждого народа. Одно дело - установка на рационализацию этнического сознания, на "охлаждение" этого "реактора" и на выработку того типа национализма, который служит снижению уровня межэтнической напряженности и скреплению большой гражданской нации. Другое дело - установка на укрепление "примордиализма обывателя", легитимацию иррациональных элементов этнического сознания и "голоса крови".
         С тяжелым чувством приходится признать, что по мере углубления российского кризиса наблюдается сдвиг даже самой просвещенной части российской интеллигенции к установке на примордиализм, на то, чтобы подталкивать массовое сознание к национализму не гражданскому, а этническому.
         М. Ремизов, один из самых видных представителей "молодых консерваторов", пишет на популярном Интернет-сайте (apn.ru): "Обладая сильной и открытой геокультурной идентичностью, нация может эффективно ассимилировать и "облучать" этнически чуждые элементы. Но ровно до тех пор, пока преобладающая часть ее демографического тела соотносит себя с этой "открытой" геокультурной идентичностью автоматически, "примордиально". То есть не по зову души, не по гражданскому выбору, не по житейским обстоятельствам, а по факту рождения ("происхождения", "крови"...)" (50).
         Так возникает целая система воспроизводства примордиализма в сознании российского общества. Выступая в дискуссии по проблеме этноцентризма, В. Малахов сказал: "Между академической литературой и популярными изданиями существует явная связь. Этноцентричность академического дискурса не может не сказаться на публикациях, предназначенных для широкой аудитории. Когда в учебниках и популярных брошюрах уже в виде формул, в виде окончательных дефиниций преподносятся весьма сомнительные допущения (да еще набираются жирным шрифтом), мы имеем дело с некоей индоктринирующей процедурой...
         Знания, продуцируемые академической наукой, оказываются востребованными действующими политическими деятелями или людьми, ответственными за принятие решений. Кроме того, производимое наукой знание транслируется через масс-медиа в самые широкие слои населения. Телекомментаторы и журналисты, работающие в массовой печати, может быть, высоколобых текстов в руки не берут, но они просматривают словари и энциклопедии, они читают популярные брошюры, которые учеными мужами и учеными женами пишутся.
         Приходится констатировать, что этот язык, а значит, и язык чиновников, и язык низовых политических активистов в конечном итоге определен тем языком, который вырабатывает академическая наука" (6).
         Надо надеяться, однако, что это - не окончательный выбор, а колебания на нынешнем распутье.

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100