«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 98%


         Однако и изучение более конкретных элементов культуры приводят к таким же выводам. В 1994-1995 гг. тем же коллективом социологов было проведено повторное, после 1990 года, большое исследование ценностей массового сознания граждан РФ. Всего было получено 2480 подробных интервью, каждое длилось не менее полутора часов. 14 базовых ценностей были представлены в виде 22 пар суждений, взятых из повседневной жизни.
         Первый вывод, который делает автор, - "Факт определенной устойчивости отношения россиян к базовым ценностям, которые были основным предметом изучения. Как и в 1990 г., четыре года спустя респондентам были предложены те же 44 ценностных суждения - в тех же самых формулировках и в той же последовательности. Поразительно, но факт: несмотря на потрясения, через которые прошел каждый россиянин в 1991-1993 гг., принципиальное отношение к этим суждениям - согласие или несогласие с ними, одобрение или отрицание их ценностного содержания - осталось почти неизменным!" (Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян. - СОЦИС, 1996, N 5).
         Далее автор применяет несколько уклончивые категории: "В полной мере испытав на себе в 1991-1993 гг. последствия целого потока лживых обещаний и возмездий за них, многие россияне предпочитают ныне настойчивое стремление к правде, независимо от обстоятельств". В чем же выражается "правда" - вот главный результат исследования. Авторы дают такие формулировки:
         - "Убеждение, что смысл жизни не в том, чтобы улучшать собственную жизнь, а в том, чтобы обеспечить достойное продолжение своего рода".
         - "Традиционная уверенность, что поскольку Родина у человека одна, то нехорошо покидать ее по своему усмотрению".
         - "Почти религиозная надежда, что хотя человеку свойственно разное, все-таки он по своей природе добр". (Это, пожалуй, самый важный для нашей темы вывод. В нем отражена антропологическая установка, отвергающая идущий от Гоббса постулат реформы, согласно которому человек по своей природе эгоист и эксплуатор. Большинство граждан РФ отвергают социал-дарвинизм в соблазн которого во время перестройки впал образованный слой).
         "Уже в 1990 г. было зафиксировано, что самой острой является альтернатива между нравственностью и политической властью: "спокойная совесть и душевная гармония" или "власть, возможность оказывать влияние на других". Тогда 75% респондентов высказались в пользу спокойной совести и лишь 8% - в пользу власти (остальные заняли промежуточную позицию). В 1994 г. это соотношение сохранилось: 80% против 16% (последняя цифра удвоилась за счет уменьшения числа колеблющихся)".
         Судя по приведенным выше главным эмпирическим фактам, никакой существенной "модернизации" и ухода от системы ценностей традиционного советского общества в середине 90-х годов не обнаружено.
         Второй важный вывод этого исследования состоит в том, что граждане потеряли доверие к политическим силам, проводящим реформу: "Налицо сохранение и обострение нравственно-политической альтернативы, разделяющей большую часть граждан нашего общества. Это проявляется в резком (в несколько раз) падении доверия россиян ко всем властям и политическим партиям и движениям, что зафиксировано во многих исследованиях. Новые институты власти все более обнаруживали себя как квазидемократические". Последний реверанс в сторону демократии имеет ритуальный характер. Потеря доверия была вызвана тем, что "ведут не туда", а не тем, при помощи каких процедур это делают власти.
         Да и исследования, проведенные ВЦИОМ под руководством самого Ю.А.Левады, раз за разом подтверждали, что главные ориентации граждан РФ в ходе реформы не менялись, а, скорее, укреплялись. Вот, в 1994 г. было проведено повторное исследование - в 1989 г. в РСФСР было опрошено 1325 человек, в 1994 г. в РФ - 2957 человек в различных регионах. В докладе о нем Ю.А.Левада сообщает, что в списке значительных для нашей страны событий ХХ в. "введение многопартийных выборов" занимало в 1994 г. последнее место (3%). Для сравнения скажем, что полет Гагарина отметили в числе важнейших событий 32% опрошенных. Более того, в 1994 г. уже преобладает мнение, что многопартийные выборы принесли России больше вреда, чем пользы. Такого мнения придерживалось 33% опрошенных (29% ответили, что "больше пользы"). За то, что распад СССР принес России больше вреда, чем пользы, высказалось 75% (8% ответили, что " распад СССР принес больше пользы"). В разгар перестройки, в 1989 г. 31% опрошенных отметили репрессии 30-х годов в числе важнейших событий ХХ века (что все же меньше, чем в отношении полета Гагарина - 33%), а в 1994 г. такое значение репрессиям придали 18% (Ю.А.Левада. "Человек советский" пять лет спустя: 1989-1994. - В кн."Куда идет Россия?... Альтернативы общественного развития". М.: Аспект-Пресс. 1995. С. 218-229).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100