«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 88%

Понятие бедности


         Вспомним исходные положения. Для любого жизнеустройства важным качеством является представление о бедности - отношение к тому факту, что часть членов общества имеет очень низкий, по меркам этого общества, уровень дохода. Имеется в виду тот порог в уровне доходов, ниже которого бедные и зажиточная, благополучная часть образуют по потреблению благ и типу жизни два разных мира (в Англии периода раннего капитализма говорили о двух разных расах - "расе бедных" и "расе богатых").
         В политику понятие бедности вошло в развитой форме в Древнем Риме. Контроль над массой городской бедноты ("пауперов") был одной из важных задач власти. Возникновение этой социальной группы происходило в процессе разрушения общины. Во-первых, община помогала своим членам не впасть в бедность и в то же время не позволяла человеку опуститься. Во-вторых, уравнительный уклад общины не порождал в человеке разрушительного самосознания бедняка. В городе зрелище образа жизни богатой части как целого социального класса порождало неутоленные потребности и ощущение своей отверженности. Возникновение такой бедности - процесс во многом духовный (поэтому слово "пауперизация" вошло в лексикон теоретиков капиталистической экономики уже начиная с Адама Смита).
         Вот что писал Белинский Боткину в 1847 г. из Европы, куда он приехал впервые в жизни: "Только здесь я понял ужасное значение слов пауперизм и пролетариат. В России эти слова не имеют смысла. Там бывают неурожаи и голод местами... но нет бедности... Бедность есть безвыходность из вечного страха голодной смерти. У человека здоровые руки, он трудолюбив и честен, готов работать - и для него нет работы: вот бедность, вот пауперизм, вот пролетариат!"
         Бедность - социальный продукт именно классового общества с развитыми отношениями собственности и рынка. Таким было общество рабовладельческое, а потом капиталистическое. В сословном обществе люди включены в разного рода общины, и бедность здесь носит совсем иной характер, она обычно предстает в качестве общего бедствия, с которым и бороться надо сообща. Мы ее вообще мало знаем и маскируем ее сущность тем, что обозначаем словами из современного языка.
         Понятно, что по типу бедности и отношению к ней советский строй жизни резко отличался от либерального общества Запада. Во время реформы были отвергнуты советские критерии и принципы, и именно Запад был взят за образец "правильного" жизнеустройства, якобы устраняющего ненавистную "уравниловку". Не будем вилять - отрицание уравниловки есть не что иное, как придание бедности законного характера.
         Именно это произошло на Западе в ходе становления рыночной экономики ("капитализма"). Причем произошло и на уровне обыденных житейских обычаев и установок, и на уровне социальной философии. Как писал Ф.Бродель об изменении отношения к бедным, "эта буржуазная жестокость безмерно усилится в конце ХVI в. и еще более в ХVII в.". Он приводит такую запись о порядках в европейских городах: "В ХVI в. чужака-нищего лечат или кормят перед тем, как выгнать. В начале ХVII в. ему обривают голову. Позднее его бьют кнутом, а в конце века последним словом подавления стала ссылка его в каторжные работы" (Ф.Бродель. Структуры повседневности, с. 92).
         Ведущие мыслители-экономисты либерального направления (А.Смит, Т.Мальтус, Д.Рикардо) считали, что бедность - неизбежное следствие превращения традиционного общества в индустриальное. Действительно, протестантская Реформация породила новое, неизвестное в традиционном обществе отношение к бедности как признаку отверженности ("бедные неугодны Богу" - в отличие от православного взгляда "бедные близки к Господу"). (Иногда истоки этой "современной либеральной ненависти к беднякам" видят в языческом культе золота, интерес к которому возродился у первых "монетаристов" на заре современного капитализма, а позже выразился в "ницшеанском" презрение к бедным и убогим. О роли культа денег в становлении культуры современного капитализма интересно пишет М.Фуко в книге "Слова и вещи").
         Адам Смит писал: "Отсутствие средств к жизни, сама нищета возбуждают к себе небольшое сочувствие; сопровождающие их жалобы вызывают наше сострадание, однако трогают нас неглубоко. Мы с презрением относимся к нищему, и, хотя своей докучливостью он вымаливает себе подаяние, он редко бывает предметом глубокого сострадания. А вот перемена судьбы, ниспровергающая человека с высоты величайшего благоденствия в крайнюю нищету, обыкновенно возбуждает глубокое к себе сочувствие" (А.Смит. Теория нравственных чувств. М., 1997. С. 147).
         В другом своем трактате, "Причины богатства народов", Адам Смит так и опpеделил главную pоль госудаpства в гpажданском обществе: "Пpиобpетение кpупной и обшиpной собственности возможно лишь при установлении гpажданского пpавительства. В той меpе, в какой оно устанавливается для защиты собственности, оно становится, в действительности, защитой богатых пpотив бедных, защитой тех, кто владеет собственностью, пpотив тех, кто никакой собственности не имеет".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100