«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 62%


         В книге показан именно типичный путь советского городского подростка, надежно устроенные ступени этого пути: школа (тем более специальная, при Ленинградском технологическом институте, которую кончил В.В.Путин), комсомол, с 13 лет - спортивная секция с прекрасным тренером ("в те времена тренеры не только физически воспитывали подростков, но и тщательно следили за их учебой"), звание мастера спорта по самбо и дзюдо. Наконец, уже обязательной ступенью в этой лестнице считается и высшее образование!
         Сам В.В.Путин говорит: "Когда я учился в школе, в моей семье даже не обсуждалось, что мне делать дальше. С самого начала было ясно, что я должен поступить в институт... Институт - это был тот минимальный стандарт, от которого все отталкивались" (с. 94). Высшее образование - минимальный стандарт! А различия между этой жизнью и жизнью "генералов песчаных карьеров" - только в погодных условиях.
         В книге выражена очень важная установка, которая, похоже, овладела сознанием части послевоенного поколения - представление о том, что общественные институты, служащие для подростка опорой и ступенями в будущее, являются, как и пища или отопление, частью природных условий. Это нечто данное нам автоматически, а не творение нашего общества и нашей культуры, построенное с огромными усилиями и даже жертвами, творение хрупкое, которое может исчезнуть по нашей вине, даже просто из-за нашего непонимания. И уж совсем, конечно, не видели молодые люди с таким мироощущением, что это творение наверняка исчезнет просто оттого, что мы не будем его ценить, самонадеянно приписывая свои достижения лишь себе самому - не замечая той руки, которая строила для нас эти ступени и помогает по ним карабкаться.
         Говоря о планах своей карьеры, В.В.Путин пишет: "Я прекрасно осознавал: мне не на что и не на кого рассчитывать, и все я должен сделать исключительно сам... Да, я понимал, что родители делают все, чтобы помочь мне получить образование. Но я знал и то, что не могу на них опираться для ориентировки в своем будущем обучении, куда мне следует поступать. И уж совершенно точно не могу рассчитывать на их помощь с точки зрения каких-то закулисных связей. У родителей их просто не было. Так что у меня не было никакого другого шанса, кроме одного - поступить самому! Это очень близко к тому, о чем говорят либеральные экономисты: нельзя, чтобы в экономике было очень много денег..." (с. 86).
         Трудно сказать, при чем здесь либеральные экономисты. Их мудрость мы уже усвоили: деньги должны быть не в экономике, а у олигархов на офшорных счетах и в недвижимости. А в вопросе о высшем образовании либеральные экономисты говорят другое: нельзя, чтобы всякий юноша учился в университете бесплатно. Пусть он победит в конкурентной борьбе, добудет денег, заплатит - тогда и учится. А место бедняку - в "песчаных карьерах". Володя Путин бесплатно учился в спецшколе, бесплатно получил звание мастера спорта у хорошего тренера, бесплатно поступил в один из лучших университетов страны - но при этом считал, что ему "не на что и не на кого рассчитывать". Он всего добился сам! Так же, как всего добивались сами "генералы песчаных карьеров" - им ведь тоже "не на что и не на кого было рассчитывать".
         Если уж говорить о перспективах будущего у ленинградского подростка и этих "генералов", стоит еще упомянуть о том, что девятиклассник Володя Путин решил готовить себя к работе в КГБ. Как сказано в книге, "в шестидесятые, в особенно семидесятые и восьмидесятые годы служба в КГБ считалась чрезвычайно престижным делом". Наверное, это так и было, результат чего Советский Союз сполна испытал на себе. Но мы о другом: в 1968 г. ленинградский подросток решил посвятить себя "чрезвычайно престижному делу". Без всяких проблем пошел "в новеньком школьном костюме" в КГБ, показал офицеру паспорт и комсомольский билет, а тот ему посоветовал поступать в университет на юридический факультет. Как замечено в книге, "Николай Егорович, конечно же, не сказал школяру, что там наиболее "сильны позиции" его ведомства".
         Да разве в этой "руке КГБ" дело? Дело в том, что государство и созданные в нем социальные условия были таковы, что подросток с паспортом и комсомольским билетом мог явиться в "самое престижное" ведомство, и там с ним внимательно поговорил один чиновник, а в университете с ним внимательно работал другой чиновник - и дорога этому подростку была открыта. Мог ли бразильский аналог этого подростка, заимев такую "мечту", повторить путь Володи Путина? Например, решил в 16 лет посвятить себя престижной профессии финансиста - и пошел посоветоваться в Министерство финансов. Нет, не мог - как бы отважно он ни рассчитывал только на свои силы. Но самое страшное, что уже и половина подростков в России даже отдаленно не может строить для себя подобные планы - эта половина все глубже погружается в цивилизацию трущоб.
         Наконец, раз уж речь зашла о "джунглях" и бразильских беспризорниках, то при сравнении их жизни с жизнью ленинградских школьников никак нельзя уйти и от такой стороны бытия, как отношения с законом и карательными органами. В.В.Путин в своих воспоминаниях подчеркивает, что подростки его двора в своей жизни "по законам джунглей" не соприкасались с криминальным миром. И тут же утверждает, что эта их жизнь была совершенно такой же, как у "генералов песчаных карьеров". Но герои бразильского фильма как раз и были криминальной бандой, и этого невозможно было в фильме не заметить. Они и не могли иным способом добыть себе пропитание - у них не было семьи, не было университетской стипендии, не было стройотряда с очень большим заработком, не было потом работы в престижном ведомстве.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100