«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 61%


         Позже, в университете, "старшие товарищи" и дружественные радиоголоса помогут сделать следующий шаг: дело не в том, что "их" джунгли сытнее. У "них" вообще не джунгли! Сказки про "каменные джунгли" и "город желтого дьявола" были всего лишь пропагандой, а мы же интеллигентные люди. На самом деле у "них" - либеральные ценности, свобода личности, правовое государство. Джунгли именно у нас, и с этим надо что-то делать, "так жить нельзя". Конечно, этот процесс подтачивает мировоззрение юноши постепенно, у одних быстрее, у других медленнее, но в этом процессе перескок от идеи соборной личности к "антропологии джунглей" - пороговый момент.
         Ускорению этого процесса способствовал другой мировоззренческий срыв - утрата ощущения связности жизни, соединения всех людей и явлений множеством невидимых "струн". Это был следующий шаг - от социал-дарвинизма к механицизму, изначально присущему либеральному сознанию. Это был шаг к утрате космического чувства, на котором стояла русская культура.
         Такая утрата ощущения связности жизни красноречиво выразилась в детских воспоминаниях В.В.Путина, особенно в трактовке О.Блоцкого. В этих воспоминаниях встают светлые образы родных и близких, школьных товарищей и учителей, заботливых тренеров в спортивной школе. Как же можно объяснить, что дети и подростки, воспитанные во всех этих общественных институтах, выйдя во двор, почему-то образуют "джунгли"? Объяснить это нельзя, речь идет именно о мировоззренческом срыве, о расщеплении сознания. Жизнеустройство как целостная система при таком сознании рассыпается на ряд несвязанных между собой сущностей. Семья, школа и двор не связаны между собой, человек - механический атом, который ведет себя в каждой обстановке по-разному.
         Это хорошо видно из иллюстрации, данной в воспоминаниях В.В.Путина к его обобщающему утверждению о "джунглях". Иллюстрация эта - в ссылке на фильм "Генералы песчаных карьеров". И В.В.Путин, и я посмотрели фильм, скорее всего, одновременно - когда он прошел по советским экранам. Я к тому времени уже кончил университет, а он был школьником.
         Этот фильм - трагическое, даже эпическое произведение об отверженных детях. Жорж Амаду написал эту повесть как песню, она вся полна символами. Это трагедия и детей, и общества, которое их отвергло - так это и показано. Раньше писатели и социологи представляли Бразилию как "двойное общество" - в одной его половине идет нормальная жизнь современного классового общества, другая половина народа живет в трущобе (фавеле) и не имеет легальных доходов. Здесь свои жестокие законы и правила. Но это все-таки жизнь, которая воспроизводится. Здесь есть хижины из жести и картона, в них живут семьи, в фавеле есть подобие самоуправления, сюда приходят учителя, иногда чиновники, а изредка даже социологи.
         Ж.Амаду написал о третьей части народа, о которой раньше молчали - о тех детях и подростках, которых отвергла даже фавела. Это те, кто лишился родителей, а трущоба - не община, она сирот не кормит. Эти изгои сбиваются в банды и живут где придется (в "песчаных карьерах"). В этих бандах есть дети, подростки и юноши, но нет взрослых - никто здесь не доживает до взрослого возраста. Умирают от болезней, отравившись объедками на помойке, гибнут от пули охраны при ограблении магазина, разбиваются, упав в трюм при налете на корабль в порту и т.д. Здесь не воспроизводится жизнь, ибо не образуется семей. Но банды эти, хотя и текучи, живут долго, они постоянно вбирают в себя детей, выброшенных фавелой.
         Ж.Амаду, создавая картину эпическую, не нагнетал "чернуху", он даже несколько приподнял и героизировал своих героев, вложил в их образ вызов обществу. Но для нас важно то, что в полутора десятках эпизодов фильм показал жизнь этих изгоев и их отношения с обществом - в главных вопросах бытия. Все эти вопросы в фильме предельно заострены. В.В.Путин, сравнивая жизнь "генералов" со своей жизнью ленинградского подростка середины 60-х годов, никак не мог избежать этих главных точек, он неизбежно по ним мысленно прошел. Сравнил - и посчитал, что разница с ленинградским двором 60-х годов только в погоде. И подтвердил это сегодня. Давайте пройдем и мы, хотя бы по нескольким точкам.
         Первая трагедия в фильме - абсолютная утрата семьи. Этим предопределена вся жизнь "генералов", она множеством "струн" соединена с призраком утраченной семьи. Дети-беспризорники убеждают себя, что они - "генералы", вольные птицы, но каждого гложет тоска по родному. Вот сильный эпизод фильма: одного мальчика банда "внедряет" в дом богатой пары, у которой давно пропал ребенок. Так была сильна в мальчике потребность в семье, так сильно счастье от простой ласки, что эта пожилая пара приняла его как "своего" ребенка. Через какое-то время от подростка требуют выполнить его обязательства перед бандой, и он открывает ей двери дома. Это крах его жизни. Шайка подростков грабит дом, а женщина плачет и просит мальчика не уходить с шайкой, остаться в семье - но он уже не может, он ее предал как мать, он уже не сын ей.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100