«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 53% |
Противоречивость ситуации состоит в том, что в выборе решений приходится следовать двум разным группам критериев: с одной стороны, необходимо гарантировать сохранение "генетического механизма" науки России с тем, чтобы после преодоления кризиса она могла быть возрождена в необходимом объеме и с необходимой структурой. С другой стороны, как раз в течение критического переходного периода резко возрастает необходимость в научном знании, добытом именно отечественными учеными - то есть, потребность в активно действующей, актуальной науке.
Между этими двумя задачами существует противоречие. Оно заключается в том, что эти задачи решаются по-разному и обе требуют значительных средств. Они конкурируют за ресурсы. Сохранение "генофонда", матрицы большой научной системы - задача консервации . Это требует снижения активных процессов, сокращения продуктивной деятельности, что можно уподобить анабиозу - эта часть науки должна впасть в спячку и "сосать лапу". Подлежат сохранению не обязательно наиболее продуктивные и дееспособные сегодня структуры, а те, которые легче переносят экстремальные трудности, сохраняя при этом культурный тип российской науки.
Напротив, активно производить в нынешних условиях конкретные знания лучше могут менее живучие, временные группы и лаборатории, способные срочно мобилизовать весь свой ресурс, "выложиться", как в спринте. Таким образом, должны быть разработаны и реализованы две принципиально разные и конкурирующие за ресурсы программы (хотя некоторые блоки их будут совпадать и, в общем случае, таким "двоедышащим" программам при прочих равных условиях должен отдаваться приоритет).
С точки зрения перечисленных выше функций отечественной науки имеющаяся сегодня в наличии система является недостаточной как по масштабам, так и по структуре. Тенденции изменения этой системы при продолжении происходящих в ней процессов являются в целом неблагоприятными. Положение, однако, не ухудшилось необратимо, главные элементы научного потенциала сохранены, при восстановлении общественного строя, совместимого с жизнью страны, Россия в короткий исторический срок сможет восстановить и развить отечественную науку до необходимого уровня.
Через процессы самоорганизации уже произошло "спорообразование" части научных коллективов - они перешли из дееспособного, продуктивного состояния в состояние "анабиоза" - выживания при очень малом расходе ресурсов. Даже исчезновение многих школ и направлений нередко является лишь видимым, "административным" - в стране еще сохранились обладающие знаниями и опытом люди, они могут быть вновь собраны в живую лабораторию.
Однако процессы разрушения нелинейны, и положение может измениться быстро и с возникновением автокатализа - самоускорения под действием продуктов разрушения. Необходима постоянная рефлексия научного сообщества и хотя бы внутренний диалог, освобожденный от идеологических пристрастий.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||