«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 40% |
Наконец, можно же было взять общедоступные справочники, они тогда издавались массовыми тиражами и стоили 3 руб. - хорошо известны данные и о производстве картофеля, и о потреблении в домашних хозяйствах, и об использовании в крахмально-паточной промышленности, и о потерях. В 1985 г., например, только "в кастрюлю" пошло 28,6 млн. т, что составляет 39,2% от всего урожая.
Вот сведения "Российского статистического ежегодника" (М., 1998) об использовании картофеля в РСФСР в 1980 г., типичном "застойном" году. Они даны в табл. 15.59 "Ресурсы и использование картофеля (миллионов тонн)" на с. 499. Читаем: запасы на начало года - 21,7; производство - 37,0; импорт - 2,2; производственное потребление - 21,8; потери - 1,9; экспорт 0,3; личное потребление - 16,4; запасы на конец года - 20,5.
Итак, личное потребление составляло в РСФСР в 1980 г. 44,7% от производства картофеля. И эта доля мало меняется от года к году - вплоть до последнего времени. Потери же колеблются в диапазоне 1,4-2 млн. т в год (самые большие, выпадающие из общего ряда потери составили 3,9 млн. т). Ведь ясно, что нагло врал журнал ЦК КПСС "Коммунист". Но нет, одним из самых устойчивых мифов перестройки стали подобные утверждения - только они, в зависимости от подлости "прораба", менялись в диапазоне от 30 до 90%.
Так, А.Н.Яковлев, как прораб более скромный, писал в 1991 г.: "Кто понес ответственность за то, что у нас каждый год тридцать-сорок процентов потерь в сельском хозяйстве, а мы все грохаем деньги в сельхозпроизводство?" (А.Н.Яковлев. Муки прочтения бытия. Перестройка: надежды и реальности. М.: Новости. 1991. С. 201).
Мало того, что академик от экономики чудовищно искажает меру, у него и логика абсурдна - как можно сократить потери, если не "грохать деньги"? Ведь потери происходят из-за бездорожья, нехватки хранилищ и мощностей по переработке, недостатка транспортных средств. Ликвидировать все эти узкие места невозможно без вложения денег.
Когда нарушается система координат и ориентации, данные опытом и образованием инструменты меры могут быть сильно испорчены. Тяжесть положения в том, что, начав, скорее всего, манипулировать мерой в идеологических целях вполне сознательно, экономисты настолько испортили инструменты меры, что теперь уже и сами не могут вернуться к рациональным умозаключениям хотя бы "для себя". Это видно во многих заявлениях и действиях правительства, подготовленных экспертами-экономистами.
Пример с картошкой отражает особый провал в рациональном сознании. К концу 80-х годов от стал проявляться у очень большого числа людей. Это явление носит название " феномен Пиаже " (Ж.Пиаже открыл его, изучая мышление детей и описал в работе "Генезис числа у ребенка"). Заключается оно в неспособности количественно сравнивать предметы, имеющие разную форму. Так, два шарика пластилина равного диаметра кажутся детям одинаковыми. Но если их раскатать в полоски разной длины, то более длинная полоска кажется большой, а короткая - маленькой.
Пиаже нашел, что в основе этого явления лежит тот факт, что многие дети, подростки и даже взрослые люди не владеют " принципом сохранения величины или количества ", в то время как овладение этим инструментом меры "составляет необходимое условие всякой рациональной деятельности".
Мы могли наблюдать, как это условие утрачивалось (точнее, временно "отключалось") в среде интеллигенции. Например, в ходе реформы произошло резкое разделение по благосостоянию людей, как казалось, одного круга (например, сослуживцев). Обедневшие честные интеллигенты принимали идеалистическое толкование этого социального явления и объясняли обогащение чисто личными качествами людей - энергией, предприимчивостью, хитростью, даже непорядочностью. Благодаря этим качествам они, мол, "создали" свое богатство. Свою же бедность они объясняли тем, что в силу иных личных качеств "не создали" такого же богатства - они остались верны своей профессии, им претит заниматься торговлей, они не могут делать подлостей и т.д. Но если бы могли - то тоже стали бы богаты и, в принципе, если бы все в РФ приняли жизненные нормы и овладели навыками "новых русских", то все были бы столь же богаты. Принцип сохранения количества в этих рассуждениях отброшен (Видимо, здесь "феномен Пиаже" в какой-то мере играет роль психологической защиты. Люди пока не готовы к тому, чтобы взглянуть в лицо страшной социальной реальности, созданию которой они сами способствовали, и они бессознательно "отключают" инструменты рационального мышления, строя иллюзию "непонимания").
Внешним проявлением "феноменов Пиаже" является склонность сравнивать величину предметов по одному какому-то внешнему, выдающемуся признаку, не делая в уме структурного анализа объектов сравнения. Если бы человек в уме строил профиль существенных признаков, то о двух полосках пластилина, раскатанных из двух одинаковых шариков, он сказал бы: эта полоска больше по длине, меньше по толщине и равна другой по весу. И если бы главным признаком сравнения был бы вес полосок, то человек признал бы, что они равны.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||