«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 34% |
В другой группе, даже у людей мягких, наша история была черным позорным пятном, и они совершенно не желали ее понять, они искали в ней слабые места, куда можно ударить. И критика была у них вовсе не инструментом лечения. Уже тогда удивляло в них "вырождение аналитической установки", навыков и желания рефлексии. Они не раздумывали над болезнями советского общества, они собирали о нем разведывательную информацию, которую использовали во время перестройки как оружие. Но за прошедшее с 1960 г. время инструменты их мышления претерпели такую деградацию, что это потрясает. Я вспоминаю "друзей моих прекрасные черты", из обеих этих групп, упорядочиваю запомнившиеся разговоры во времени - и удивляюсь тому, как год за годом тупели, становились короче и бессвязнее рассуждения воинствующих. Они как будто открыли простые истины, уверовали в них, и мышление стало им ни к чему, осталась одна страсть. Но сила их была в том, что эта страсть маскировалась под разум - они же имели статус интеллигентов, они были доктора наук и академики!
Как это произошло? И вот, изучая трактовку категории потребностей у Маркса, я натолкнулся на его кредо в структурно похожей ситуации и восхитился тому, как точно он выразил установки этой "второй группы" советской интеллигенции, которая и взяла верх во время перестройки. В январе 1844 г. Маркс закончил введение "К критике гегелевской философии права", где и сформулировал нормативные методологические установки прогрессивного человека по отношению к истории, религии, культуре своего народа. Афоризмами из этой работы была и остается насыщена речь нашей хотя бы слегка гуманитарно эрудированной демократической интеллигенции. Можно сказать, в этой работе - ее мудрость.
В частности, Маркс в этой работе пишет о своей родине: " Война немецким порядкам! Непременно война! Эти порядки находятся ниже уровня истории , они ниже всякой критики , но они остаются объектом критики, подобно тому как преступник, находящийся ниже уровня человечности, остается объектом палача . В борьбе с ними критика является не страстью разума, она - разум страсти. Она - не анатомический нож, она - оружие. Её объект есть ее враг , которого она хочет не опровергнуть, а уничтожить . Ибо дух этих порядков уже опровергнут. Сами по себе они недостойны стать предметом размышления - они существуют как нечто столь же презренное, сколь и презираемое. Критике незачем выяснять своё отношение к этому предмету - она покончила с ним всякие счёты. Критика выступает уже не как самоцель , а только как средство . Ее основной пафос - негодование , ее основное дело - обличение " (К.Маркс. К критике гегелевской философии права. Введение. - Соч., Т. 1, с. 416).
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||