«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 32% |
И эта разница перераспределяется, через налоги и цены, на всех немцев и даже на всех "объединенных европейцев" - машина поступает на оптовый рынок по цене гораздо более низкой, чем если бы она целиком делалась в Европе. Более 90% этих машин покупают жители "Запада", в том числе испанские рабочие и профессора. Покупая "фольксваген", изготовленный в ТНК, а не в чисто немецкой фирме, испанский оптовый торговец экономит очень большую сумму, которой делится с каждым покупателем, в том числе студентом или рабочим.
Кто же "дарит" ему эти деньги? Природа, культура и труд "Бразилии". Как образно выразился один латиноамериканский экономист, сегодня Запад "добывает" из Латинской Америки машины и даже электронику, как раньше добывал каучук и олово. Ведь, согласно трудовой теории стоимости, никакого насилия и обмана тут нет - рабочая сила бразильского рабочего воспроизводится за 1 доллар в час, столько она и должна стоить. А немецкого рабочего - за 20 долларов, и меньше никак нельзя.
В Бразилии на производство рабочей силы работают, по выражению Маркса, "силы природы, которые ничего не стоят капиталисту" - теплый климат, легко рожающие добрые женщины, огромная человеческая масса трущоб, в лоне которых выращиваются сильные юноши до рабочего возраста, почти бесплатная масса полицейских, которые контролируют поведение этих рабочих.
Какая-то часть так умело "сэкономленных" при производстве автомобиля денег, конечно, возвращается в Бразилию -тем, кто и там покупает "фольксвагены". Эти люди играют важную роль в поддержании такого порядка, что мы видим сегодня и в России.
Осознание этого факта для честных американцев и европейцев, конечно, драма. Но они-то могут ее пережить. Это драма богатого человека, узнавшего, что его вполне законные доходы слегка неправедны . Что тут поделаешь - закон есть закон. "Уж в таком обществе мне выпало жить", - философски сокрушается этот честный человек, выпивает хорошего виски с содовой, кидает монету в благотворительную кружку, и дело с концом.
Испанским студентам и профессорам было не очень приятно увидеть на доске все эти расчеты, но они признали их рациональными. У наших российских интеллигентов получить такое признание пока что удается редко. Мы свои мечты лелеем сильно. Угробили хозяйство своей второй в мире экономической державы, остались на бобах и без всяких надежд на "услужливую помощь чужого труда" - и грезим наяву. Мы даже на жалость не можем рассчитывать - таких дураков грех жалеть, на нашем примере все детей учить будут. Был, мол, такой странный народ - нефть отдал Ходорковскому, алюминий Абрамовичу, "Уралмаш" Кахе Бендукидзе. И спокойно пошел вымирать. Загадочная русская душа...
Может показаться, что вопрос "что лучше - капитализм или советский строй?" слишком уж велик, не охватишь. На самом деле, когда нас уговаривали отказаться от своего типа хозяйства, вся рать горбачевско-ельцинских идеологов ставила этот вопрос на разные лады - и в целом, и по маленьким кусочкам. Но все они имели одну и ту же структуру и таили в себе одну и ту же ловушку. Использовали один и тот же изъян нашего мышления - неспособность мысленно помещать сравниваемые объекты в реальные условия и учесть непреодолимые ограничения.
Да дело ведь не только в неспособности. Одним из поразительных свойств нашей интеллигенции, которое драматическим образом проявилось в годы перестройки и реформы, было категорическое нежелание обдумать и обсудить фундаментальные, "неизменяемые" условия бытия нашей собственной страны. Когда в середине 80-х годов рассуждения в среде интеллигенции приняли отчетливый и открытый "обвинительный" уклон по отношению к России (и СССР) и "идеализирующий" уклон по отношению к Западу, было очень трудно уговорить людей "перебрать в уме" главные условия исторического развитии и России, и Запада. Ссылки на, казалось бы, самые абсолютные, равнодушные к страстям человеческим географические и почвенно-климатические факторы, отметались с ходу.
Богатство Запада объяснялось разумом и трудолюбием честных протестантов, демократическим устройством их государств, а наша тяжелая судьба и плохие дороги - глупостью, ленью, пьянством и вороватостью нашего "неправильного" народа, а также присущей России тиранией государства (иногда вскользь поминалось и Православие). Это говорилось с такой убежденностью, что почти у всех буквально отшибло память. Сейчас, открывая читанные давным-давно книги и учебники, с удивлением убеждаешься, что эти книги и учебники полны полезными сведениями, очень многое объясняющими в нашей судьбе. А когда А.П.Паршев перевел эти сведения на предельно упрощенный язык и написал книгу "Почему Россия не Америка?", эта книга произвела переполох. Одни ее восприняли как откровение, как открытие, озарившее тьму. Другие приняли с возмущением - как изощренную манипуляцию. Разве не странно - так оторваться от реальности своей земли?
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||