«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 19%


         В чем же заключается та "ответственность", которую В.Г.Хорос разделяет с "реформаторами"? Какую кару они приняли на свою голову? Банкротам полагается выпрыгивать из окон небоскребов, а на лицах наших реформаторов сияют довольные улыбки. Да и вообще, кто из них считает содеянное "неудачей"? Гайдар? Бурбулис? Кох? Не приходилось таких признаний слышать. Они все сделали в точном соответствии с теми замыслами, которые варились на кухнях "шестидесятников", ни в чем результаты с этими замыслами не разошлись. К чему пытаться их приукрасить для истории, "рукописи не горят".
         И что делает В.Г.Хорос, чтобы сегодня хоть чуть-чуть поправить дело, кроме "горестных констатаций"? А ведь именно он мог бы многое сказать поучительного о философских основаниях всего антисоветского проекта "шестидесятников". Хотя психологический портрет этих интеллектуальных вожачков историк описывает правдиво:
         "Это отсутствие политической ответственности и того, что можно назвать психологией государственного человека, сочетается у постсоциалистических реформаторов с поразительным, доходящим порой до наивности (или цинизма) нарциссизмом. Они охотно дают интервью, позируют фотографам. Они рекламируют свои идеи как последнее слово экономической науки и презрительно третируют любого, кто заикнется о каком-то государственном регулировании, как реставратора командно-административной системы. Они упиваются своей властью, которой на деле не существует. Это - типичное поведение бывших аутсайдеров, наконец-то прорвавшихся наверх" (В.Г.Хорос. Интеллектуальная элита и реформы в России: некоторые обобщения. "Куда идет Россия?... Альтернативы общественного развития". М.: Аспект-Пресс. 1995. С. 200-207).
         Что же касается характерного в последнее время для интеллигенции чувства безответственности, то его усилил заложенный в наше высшее образование евроцентризм , от вируса которого мы не сумели защитить сознание образованных людей. Точнее, не успела дозреть до создания такой защиты наша массовая культура, а традиционными барьерами, как например, китайцы, мы не были защищены. Евроцентризму присуще механистичное мышление, не позволяющее увидеть хрупкости многих человеческих отношений и общественных институтов. Сколько страшных маховиков раскрутили "шестидесятники" за время выполнения своего проекта, скольких джиннов выпустили из бутылок! Достаточно сказать об этническом насилии и терроризме - джиннах, которые буквально были загнаны в бутылку в советской системе.
         Арабский философ Самиp Амин пишет, основываясь на богатом опыте тpетьего миpа: "Совpеменная господствующая культуpа выpажает пpетензии на то, что основой ее является гуманистический унивеpсализм. Но евpоцентpизм несет в самом себе pазpушение наpодов и цивилизаций, сопpотивляющихся экспансии западной модели. В этом смысле нацизм, будучи далеко не частной абеppацией, всегда пpисутствует в латентной фоpме. Ибо он - лишь кpайнее выpажение евpоцентpистских тезисов. Если и существует тупик, то это тот, в котоpый загоняет совpеменное человечество евpоцентpизм" (S. Amin. El eurocentrismo: Critica de una ideologia. Mexico: Siglo XXI Eds. 1989. Р. 109).
         Замечу, что мы здесь говорим именно о евроцентризме как философской установке, а вовсе не о примитивном корыстном конформизме тех, по словам Пушкина, "для коих все равно: бегать ли им под орлом французским, или русским языком позорить все русское - были бы только сыты". Таких у нас хватает, но не о них речь.
         Из всех опросов было ясно, что наша либеральная интеллигенция уверена, что реформы приведут Россию в "рыночную экономику" (или иначе капитализм ). Но что это такое? И в Швеции капитализм, и в Бангладеш капитализм. Куда же мы собрались? От этого вопроса интеллигентный человек обычно с возмущением уходит, как будто это вопрос глупый, даже недостойный. А все же?
         Нетрудно видеть, что принятие для России правил "рыночной экономики" означает включение либо в ядро мировой капиталистической системы (метрополию), либо в периферию , в число "придатков". Хороший и даже завидный пример такого придатка - Бразилия. Никакой "независимой капиталистической России", не входящей ни в одну из этих подсистем, в природе быть не может, это стало очевидно уже в начале ХХ века, когда был достаточно хорошо изучена система империализма (система мирового капитализма, построенного как неразрывно связанные "центр-периферия"). Сравнительно недавно один из ведущих исследователей глобальной экономики И.Валлерстайн писал специально для российского журнала: "Капитализм только и возможен как надгосударственная система, в которой существует более плотное "ядро" и обращающиеся вокруг него периферии и полупериферии" (И.Валлерстайн. Россия и капиталистический мир-экономика, 1500-2010. - "Свободная мысль". 1996, N 5).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100