«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 12%


         Академик Т.И.Заславская в конце 1995 г. на международном форуме "Россия в поисках будущего" делает главный, программный доклад. Читаешь, и охватывает тягостное чувство. Опять, конечно, поминается дефицит. Он якобы преодолен благодаря повышению цен. Вот какая дается трактовка: "Это - крупное социальное достижение... Но за насыщение потребительского рынка людям пришлось заплатить обесцениванием сбережений и резким падением реальных доходов. Сейчас средний доход российской семьи в три раза ниже уровня, позволяющего, согласно общественному мнению, жить нормально" (Т.И.Заславская. Россия в поисках будущего. СОЦИС, 1996, N 3).
         На мой взгляд, перед нами острое расщепление сознания. Людей сбросили в бедность, они не могут покупать продукты и, таким образом, выброшены с рынка - и социолог называет это "крупным социальным достижением"!
         И ведь все эти "назначенные в элиту" обществоведы замахивались ни много ни мало на радикальную смену социальной системы, то есть на переделку сложившегося за века жизнеустройства огромной массы людей. Послушайте рассуждения Л.И.Пияшевой в установочной книге на завершающей стадии перестройки. Вот ее доводы за то, чтобы сломать все привычные социальные структуры, которые вполне сносно работали при очень скромных ресурсах: "Инженер, проработавший много лет, не имеет сбережений, для того чтобы оплачивать учебу своих детей в одном из университетов мира; чтобы безбедно жить в старости, не пользуясь государственной системой пенсионного обеспечения... Да и самих возможностей дать "заграничное" образование детям, получить непредоставляемые медицинские услуги у нас нет" (Л.И.Пияшева. Контуры радикальной социальной реформы. - Постижение. Перестройка: гласность, демократия, социализм. М.: Прогресс. 1989. С. 264-278).
         Не знаю, как на взгляд читателя, а по мне, так это просто бред. Почему ради ничтожной кучки людей, желающих "дать заграничное образование детям", нужно ломать систему образования в своей стране? Зачем инженеру копить деньги, "чтобы оплачивать учебу своих детей в одном из университетов мира", если он может бесплатно послать своих детей учиться в прекрасных вузах? Где она откопала таких инженеров, как их фамилии? И зачем человеку мечтать "безбедно жить в старости, не пользуясь государственной системой пенсионного обеспечения", если эта самая государственная система тебе без всяких проблем вполне безбедную старость обеспечивает? А если ты что-то хочешь на старость прикопить - так на здоровье! Зачем же ломать при этом государственную, вполне приличную систему? И что это за система здравоохранения, которая "предоставляет непредоставляемые медицинские услуги"? Где она такую видала?
         И нечего тут ломать голову, искать какой-то смысл, какой-то либерализм. Это просто словесный понос, набор глупостей, который идеологическая машина Горбачева тиражировала в массовом масштабе, чтобы ошарашить людей, устроить в их сознании "апофеоз беспочвенности", то есть полной утраты системы координат для разумных умозаключений.
         Вчитайтесь еще в один пассаж из той же статьи Л.И.Пияшевой: "Система, делающая всех постоянно нуждающимися и зависимыми от "государственного", прикрепленного к нему участкового врача, от парикмахера, учителя, продавца,... должна и может быть заменена системой, в которой человек сам способен решать большинство социальных проблем... Быть может, тогда медицинский персонал не будет столь груб, попасть в больницу тяжелобольному или пожилому человеку станет значительно проще, может быть, и уровень образования в школах резко поднимется, если родители будут иметь возможность выбрать и школу, и врача, и няню своим детям?" (там же).
         Не буду подробно разбирать эти бессвязные фантазии. Все мы знаем, насколько проще теперь стало "попасть в больницу тяжелобольному человеку" или "выбрать и школу, и врача, и няню своим детям". Отмечу только одно слегка запрятанное утверждение, подрывающее структуры рациональности: нам обещают установить такую систему жизнеустройства, "в которой человек сам способен решать большинство социальных проблем". Что такое "сам" и что такое "социальный"? Что это за система, где человек "сам" (то есть без помощи общественных институтов) решает не личные, а именно общественные проблемы? Ведь тут за вроде бы очевидной глупостью проглядывает концептуальный смысл, слышна дудочка крысолова. Пойдемте туда, где не будет взрослых! Где каждый сам в силах решить проблемы всех! Где не будет ни государства, ни корпораций, где "персонал не будет столь груб". И ведь масса людей за этой дудочкой побрела - и тонут, тонут...
         Тонким интеллектуалом считается в среде нашей демократической интеллигенции писатель Фазиль Искандер. Его подпись непременно присутствует в громких письмах, в которых демократы учат народ жить, а власть править народом. Недавно страна праздновала его день рождения, и 5 марта 2004 г. "Известия" напечатали интервью с таким предисловием: "Фазилю Искандеру исполняется 75 лет. В канун юбилея он встретился с известным литературоведом Бенедиктом Сарновым, беседу двух литераторов "Известия" предлагают вниманию читателей".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100