«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 42% |
Скажу и я о "красных". Да, есть среди них провокаторы - но как же без этого? Не так уж наивны наши правители. Много эмоций, шараханья - но так ли это странно в момент разлома общества. Есть там "больные, несчастные люди"? Да есть - но не больше, чем среди "честных наивных". Другое дело, что Говорухин, видимо, знает "красных" в основном через телеэкран, а как он показывает оппозицию - известно. Это одна из самых подлых сторон телевидения. А в целом те, кто сегодня идет с красным флагом и непокрытой головой под дубинки - самая страждущая и ранимая часть нашего общества. И не назад, к кормушке они зовут, они и там имели к ней доступа поменьше, чем "наивные". А зовут они именно к правде - как они ее понимают. Можно не соглашаться с их толкованием правды, но, похоже, не за это их не любит Говорухин.
Я видел этих людей и у Дома Советов, и потом. Встречал среди них много уважаемых ученых, интеллигентов. И за неделю у Дома среди этих людей создалась совершенно необычная обстановка благодати. Как будто в небе над ними открылось окно и осветило их всех особым светом. На этом пятачке возникло такое ощущение духовной свободы, что люди от метро чуть не бегом туда бежали, а добегут - и такой покой на душе. Там слышалась полная, родная русская речь, от которой мы почти отвыкли - с юмором и доброжелательством. Там женщины совали солдатам из оцепления яблоки и сигареты - и вовсе не для того, чтобы их задобрить.
Почему приходилось постоянно заменять части? Поддавались пропаганде пенсионеров? Нет, им была нестерпима именно любовь этих людей. Посмотрел бы Говорухин, как шел немой диалог мальчишек в шинелях с этими старыми женщинами. Ведь почти слышался вопрос: "Тетя, а что же мне делать, если прикажут в вас стрелять?" И ответ был однозначен: "Стреляй, сынок, делать нечего. Но уж потом соберитесь с силами, выбросьте бандитов с нашей земли". Ведь не на сторону же Руцкого перешли солдаты, а на сторону "этих людей".
И скажу уж совсем крамольную вещь. Говорухин бросает "красным" в качестве убийственного обвинения, что они, мол, зовут "назад". Сомневаюсь - они просто напоминают прошлое как обвинение грабителям. Но даже если бы и звали - что же в этом дикого? Ведь по всем основным срезам жизнеустройства "прошлое" несравненно лучше того будущего, куда ведут мафиози. Это уже очевидно. И очень вероятно также, что жизненные коридоры таковы, что перепрыгнуть из одного в другой невозможно - надо возвращаться на распутье и искать новую тропу. С этим можно не согласиться, указать лазейку для "перескока", но ведь на это и намека нет у Говорухина. Он уже поставил крест на России - "племя рабов". "Ожил, годами дремавший в людях, страх. Теперь с этим народом можно делать, что угодно". Ошибается, конечно - чего-чего, но страха режим не добился. Но почему же такую ненависть вызывают у него люди, которые не сдались?
И кажется мне, что причина в том, что антикоммунизм Говорухина совершенно неконструктивен, он основан лишь на отрицании. (Вообще, может ли антикоммунизм в принципе быть плодотворным - большой вопрос). А отсутствие конструктивности, пафоса творчества для художника - трагедия. Говорухин сам загнал себя в безысходность. Он ненавидел социализм и мечтал о каком-то неведомом светлом капитализме. Но когда его, как бультерьера, выпустили на социализм и он начал грызть его и ломать, у него недостало мудрости догадаться, что ничего иного, кроме мафиозного строя, на обломках нашего общества вырасти не может.
После того, как 75 лет люди все строили сообща, отобрать у них собственность и наделить ею меньшинство может лишь предельно жестокая и хищная банда. Капитализм - очень сложное (и, если хотите, трагическое) явление, появился в уникальных духовных условиях Запада. Его можно было выращивать, как хрупкое растение, и у нас - но именно выращивать и, как ни парадоксально, только через укрепление социализма и советского государства. Как в Японии под сенью императора или в Китае под сенью компартии. Но для "бультерьеров" это не годится.
Символичен образ важного героя книги, "мягкого аналога" самого Говорухина - Олега Румянцева. Год назад его тоже, как бультерьера, "выпустили" на советский строй, он удостоился стать истцом против КПСС. Довольно гнусненькое написал прошение. Но потом, видно, воспитание сделало для него пребывание в одном кругу с "командой демократов" невыносимым - и он "завязал". Но пришел момент, и соратники его "поучили". Личное его поведение честно и мужественно. Достойный человек. Но как политик, думаю, он пережил горькие минуты, вкушая плоды рук своих. Ведь он многое сделал, чтобы расколоть общество на три части: класс сторонников мафиозного капитализма, встающих на борьбу с ним "красно-коричневых" и тех, кто зовет чуму на оба эти дома. В какую же квартиру мог стучаться депутат Румянцев, когда за ним гонялись штурмовики той банды, которую он предал? Как политика, его не должен был пустить никто! Его пустили как человека (и, скорее всего, кто-то из "красных").
Но урок пропал. И ради антикоммунизма Говорухин вкрапил в книгу самые незатейливые подтасовки. Вот одна: "75 лет назад в России произошел интеллектуальный переворот. Дети рабочих и крестьян получили право на достойное образование. Дети интеллигенции, духовенства, дворянства не могли поступать в вузы - требовалась справка о рабоче-крестьянском происхождении. Они прожили жизнь в темноте, в нищете...". К чему это? Да, в СССР за счет рабочих и крестьян была расширена база интеллигенции, но старая-то в массе своей воспроизвелась. Знаю по своим родным, семья отца была из высшей буржуазии. Он сам и его два брата, его все известные мне двоюродные и троюродные братья кончили вузы. Отец в 25 лет стал профессором, и "орабочиться" ему пришлось только чтобы вступить в партию, и заключалось это в том, что он читал на заводе лекции по истории культуры. А вспомним перестроечную книгу "Зубр" - в какой темноте и нищете жил дворянин Тимофеев-Ресовский? Да возьмите биографии нашего корпуса академиков - почти все они из родовитой интеллигенции, это историкам хорошо известно.
Понятно, зачем старались перестройщики сделать пугало из СССР ("империи", которая, по мнению Говорухина, "должна была распасться"). Но сегодня-то! На могилах страны! И потому неубедительно выглядят извинения Говорухина за его поджигательский фильм "Так жить нельзя", помогший криминальным революционерам. Его самокритика сводится к тому, что "зрители оказались не готовы к такому водопаду правды". А на деле суть в том, что "правда" эта была того же рода, что и правда демократического телевидения, которое выхватывает из колонны демонстрантов больного, безумного человека и концентрирует на нем все внимание. Вот, мол, он, коммунизм! Вы орудуете фальшивыми гирями и лукавыми весами, господа антикоммунисты.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||