«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 39% |
Ряд авторов из "зависимых" стран (например, Латинской Америки) подчеркивают, что американизация их СМИ происходит не столько в результате "вторжения", сколько по инициативе правящих классов самой страны. Эти классы стремятся "войти в цивилизацию", и необходимым условием для этого является подрыв национальной культуры, которая всегда этому сопротивляется.
Один из отцов холодной войны, Джон Фостер Даллес в свое время сказал: "Если бы я должен был избрать только один принцип внешней политики и никакой другой, я провозгласил бы таким принципом свободный поток информации". Доктрина этого свободного потока тщательно разрабатывалась несколько лет до и после второй мировой войны и была в уже готовом виде включена в концепцию холодной войны. Впервые она была выдвинута на международном уровне в феврале 1945 г. на Межамериканской конференции по проблемам мира и войны в Мехико, потом "продавлена" через ЮНЕСКО и ООН. Она стала важным оружием США в холодной войне - прежде всего для консолидации лагеря своих союзников в борьбе против Империи зла. Параллельно расширялся "полусвободный" поток информации, ориентированный на интеллигенцию стран "советского блока".
Доктрина свободного потока информации стала обоснованием "культурного империализма" США. Она сразу была отвергнута странами социалистического лагеря, а потом и большим числом стран "третьего мира" и неприсоединившихся стран (так, в 1973 г. резкую оценку этой доктрине и практике ее применения дал президент Финляндии Урхо Кекконен). Однако на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г. Западу удалось уломать руководство СССР. Перестройка Горбачева не просто полностью устранила все препоны, она органично включила поток информации из США в свою программу.
Техническое качество американских телепрограмм, большие усилия психологов по их "подгонке" к вкусам и комплексам конкретного зрителя делают их ходовым товаром, так что "человек массы" всех стран мира сегодня посчитал бы себя обделенным и угнетенным, если бы он был лишен доступа к этой телепродукции. Пользуясь этим, США добиваются заключения соглашений, по которым экспортируемая из США телепродукция идет "в пакете" - без права отбора. Таким образом, страны-импортеры лишаются возможности отсеивать сообщения с сильным манипулятивным воздействием. О масштабах экспорта можно судить по Латинской Америке, в страны которой США поставляют по 150 тыс. программ ежегодно. Эти программы составляют от 40 до 90% национального телевещания (достаточно сказать, что объем информационных сообщений о жизни США намного превышает объем сообщений о жизни своей страны).
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||