«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 36% |
Во-вторых, "заградотрядами", созданными в 1918 году, называлась "разновидность" продотрядов] они препятствовали не разрешенной властью перевозке хлеба и другого продовольствия из одних местностей в другие. И Владимир Солоухин прав лишь в том отношении, что в Чапаевской дивизии действительно имелись вооруженные именно пулеметами "спецподразделения", которые, впрочем, как видно из изучения фактов, имели цель не столько помешать возможному отступлению чапаевцев (ведь недаром же в фольклорной песне утверждалось:
Вперед же, товарищи, не смейте отступать, Чапаевцы смело привыкли умирать, - кстати, то, что они "привыкли (!) умирать" - поистине бесподобно), сколько принять меры в том случае, если своевольный Чапай вдруг повернул бы куда-то не туда...
Но в то же время Солоухин совершенно напрасно привлек к делу "чоновцев" (которые к тому же якобы являлись "латышскими стрелками"), да еще и многозначительно заметил, что-де о вооруженных пулеметами спецотрядах в Чапаевской дивизии "стало известно" только теперь. Увы, Пушкин был глубоко прав в своей национальной самокритике, сказав, что "мы ленивы и нелюбопытны". Не теперь, а еще в 1960-х, три десятка лет назад, ветераны знаменитой дивизии издали массовым тиражом солидную книгу "Легендарная Чапаевская", к которой, в частности, приложены сведения о служивших в этой дивизии "интернационалистах". Вот начало их перечня: "Августин Ян - поляк, род. в 1887 г. в г. Гдовицы, волости Поремба. Красноармеец. Адамов Ранко - серб, род. в 1888 г. в Банах (Сербия). Красноармеец и ружейный мастер. Балаш Этваш - венгр, род. в 1890 г. Командир отделения и помощник завед. оружием полка. Блаунштейн Роберт - немец. Красноармеец. Бухстад Антон - австриец, род. в 1889 г. Красноармеец. Варга Павел - венгр, род. в 1892 г. Пулеметчик" и т.д.
Всего в этом списке "интернационалистов" одной только дивизии - кстати, неполном - 204 подобных имени и, между прочим, о каждом шестом из них сообщено, что он - "пулеметчик" или даже "командир пулеметного отделения" либо "взвода" или "заведующий оружием полка", что, конечно, весьма показательно *31.
Итак, из вышеизложенного, полагаю, ясно, сколь значительна была роль "иностранцев" в России 1917-1922 годов. Существовал своего рода единый "инородный" стержень, пронизывающий власть (в самом широком смысле этого слова) сверху донизу - от членов ЦК до командиров пулеметных отделений. И решусь утверждать, что без этого "компонента" большевики и не смогли бы победить, не сумели бы прочно утвердить свою власть.
Такая постановка вопроса, конечно же, вызовет у многих и недоумение, и гнев: что ж, выходит, судьба России не могла быть решена без "иностранного" участия? Неужели русские сами, без "чужаков", не могли преодолеть охватившие страну всеобщую смуту и междоусобие?
Но обращение к мировой истории убеждает, что в подобных ситуациях роль "чужаков" закономерна или даже необходима. Так, в 1640-х годах в Великобритании разразилась революция, которая надолго ввергла страну в хаос и тяжкие кровавые конфликты. И порядок восстановился лишь после того, как голландский принц Вильгельм был приглашен основными политическими силами страны в качестве короля и, придя со своим - иностранным (!) - войском, правил Великобританией почти полтора десятилетия до своей кончины.
И другой - гораздо более широко известный, но в то же время крайне редко осмысляемый - исторический факт. Великая французская революция погрузила страну в состояние войны всех против всех; даже ближайшие единомышленники предались настоящему самопожиранию. И Бонапарт, который в той или иной степени установил прочную власть, был, в сущности, настоящим иностранцем. Среди миллионов французских мужчин такого не нашлось, и во Франции, вообще-то, не любят упоминаний о национальности наиболее чтимого героя страны. А ведь он был итальянцем, вернее, корсиканцем (то есть представителем определенной "ветви" итальянского народа, говорящей на особенном диалекте). Правда, за год до его появления на свет его родная Корсика была присоединена к Франции, и позднее его отец, честолюбивый корсиканский дворянин, отправил десятилетнего сына учиться во Францию в военное учебное заведение, где мальчик для начала должен был овладеть французским языком.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||