«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 75% |
- Валентин Григорьевич, а какие письма вы получили в связи с юбилеем вашим?
- Писем, телеграмм было много, и немалая их часть от людей незнакомых, словом, от читателей. В основном немолодых, помнящих мои книги с 70-80-х годов. Отозвались, конечно, и братья-писатели. На все поздравления откликнуться я не мог, но, разумеется, ответил школьникам и учителям, с которыми у меня переписка уже несколько лет, в том числе из города Мурома Владимирской области и Бердска из Новосибирской области. Вот там за ребят не надо беспокоиться: и пишут грамотно, и рассуждают интересно. И не так уж им страшен "серый волк" из Министерства образования. Опытный, с патриотическими убеждения учитель и сочинения не отставит, и Крылова с Кольцовым не забудет. Много ли таких учителей, трудно сказать; судя по той грамотности, которую зачастую предъявляют поступающие в вузы, - не много, но как хотелось бы, чтобы они исполняли не только министерские указания, но и отечественные запросы.
- Знаете, не могу не коснуться одного факта, который буквально меня пронзил. В своей замечательной статье "Лейтенанты и маркитанты", опубликованной на страницах девятого номера "Нашего современника" за прошлый год, Станислав Куняев привёл выдержки из недавно изданной переписки поэта Давида Самойлова с Лидией Корнеевной Чуковской.
Вот Чуковская сообщает Самойлову своё впечатление о романе "Живи и помни". Не понравился он ей - ладно, бывает. Но, смотрите, не только книга, а даже имя и фамилия ваши вызывают у критикессы раздражение, граничащее с презрением: "Книга столь же мучительно безвкусна, как сочетание имени с фамилией автора: изысканного имени с мужицкой фамилией. Он, видите ли, Valentin".
А Давид Самойлов соглашается: "Это литература "полународа", часть вашего письма читал друзьям. Они в восторге".
- Как же они ненавидят нас - мужичьё из деревни, которое нарушает неписаный или даже предписанный закон: в деревне и оставаться и заниматься своим мужицким делом. Ненавидели Шолохова, Леонида Леонова после "Русского леса", Есенина, Шукшина, Василия Белова, доперестроечного Астафьева... Много кого, всех не перечесть. По их понятиям, окормлять Россию литературой и искусством могут только они, у них древняя традиция поучать и аттестовать, а в деревне откуда взяться талантам, таланты ведь не на пашне вырастают.
Да нет, други-недруги, вырастают и на пашне. Среди величественной природы, древних традиций и народных песен, среди бесхитростной жизни. Так, по крайней мере, было.
Деревня поставляла России не только самобытных писателей, композиторов, исполнителей, но и во множестве учёных, военачальников, командиров производства, государственных деятелей. И, конечно, не у всех у них были имена, полагающиеся только мужикам.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||