«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 72%

Справедливость для нас превыше всего


         - Получается, что бедность в каком-то смысле предпочтительнее богатства. И вы (так же, как Виктор Сергеевич Розов!) заговорили о преимуществе не богатства, а достатка: "Зачем человеку нужно богатство, если существует достаток? Зачем человеку лишнее?" Но, кроме богатства материального, есть ещё и духовное богатство (или духовная бедность, нищета), о чём нынче совсем не говорится. Входит ли это, по-вашему, в понятие "качество жизни", которым сегодня вовсю бряцают? Иметь всё (в материальном смысле), но жить бессовестно - это качественная жизнь?
         Хочу обратить ваше внимание на расхожий оборот, который и у вас прозвучал: "Жить получше". Понятие "хорошо жить" у нас ныне действительно сводится лишь к "жирному куску". Кто его урвал, тот, дескать, и живёт хорошо.
         Но разве это так? Разве не точнее сказать наоборот, что человек плохо живёт, если этот его кусок - ворованный, если у него отсутствует совесть, если он идёт на всё ради такой "хорошей жизни"? И не потому ли произошло у нас явное смещение понятий, что нравственный закон в нынешней нашей жизни фактически отменён?
         - Это, знаете ли, как в сообщающихся сосудах: прибывает в одном - убывает в другом. Человек, прельстившийся материальными благами, как правило, теряет духовные. Всегда найдутся ему примеры для дальнейших соблазнов: у счастливчика машина последней марки, и даже не одна; у него не дом, а дворец; жена его шикует в таких нарядах, какие простым смертным и не снятся. И так далее. Вставший на этот путь, что называется, закладывает душу дьяволу: деньги его не могут быть честными, приёмы жизни далеки от порядочности. И всё, это уже не гражданин и не человек в ряду других, а небожитель. Россия перестаёт для него быть родиной и превращается в сверхприбыльную скважину, независимо от того, как, каким образом и какой хваткой достаются бешеные капиталы. Ни у одного из наших олигархов деньги не могут быть праведными, а этих олигархов за годы президентства Путина прибавилось многократно.
         Почему мы говорим (говорим, конечно, для простых смертных) о преимуществе достатка? Потому что эта мера есть и материальная, и духовная. Человек, живущий в достатке, свободен. Он не ворует, как богатый, и ни перед кем не пресмыкается, как нищий. Совесть его спокойна. На заграницы он не молится и на Родину свою как на временное пристанище с презрением не смотрит. Дети с малолетства в домашних трудах и заботах и не вырастают ни белоручками, ни шалопаями.
         Это, быть может, слишком благостная картина, потому что в больном обществе всё болит - и где густо, и где пусто, и где в меру. Никуда не деться от чужебесия на TV, от школы, в которой скоро отучатся читать и писать на родном языке, от безобразных нравов. И всё же семьи со средним достатком, по-моему, справляются со всем этим лучше. Если детям внушают не страсть к наживе, а честь и совесть. Внушают прежде всего примером собственной жизни.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100