«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 6%

Заказная сага


         Страна посмотрела "Московскую сагу". Двадцать две серии, а говорят, сделано даже двадцать четыре - желающие будут наслаждаться полным объёмом на телекассетах. Найдутся ли желающие? Судя по разговорам, сериал смотрели многие. Значит, увлёк. В лучших книжных магазинах Москвы "как раз кстати" появился переизданный роман Василия Аксёнова. Это новый, а вернее - рыночный приём, так же было недавно с "Ночным дозором". Фильм, благодаря своим спецэффектам, завлекательному сюжету и популярным актёрам, делает рекламу очень слабой литературе, и она в результате расходится.
         Одноимённый роман Аксёнова крайне слаб. В послесловии к сериалу, показанному после месячной демонстрации, это прямо или косвенно признали и некоторые участники съёмок. А сам автор трёхтомника в одном из интервью сообщил, что вообще-то вначале он писал не роман, а сценарий для американского телевидения и лишь потом переделал его в книгу.
         Неудачно. Не получилось. Впрочем, сценарий тогда тоже, видимо, не получился. В титрах нового сериала значится: "По роману Василия Аксёнова и экранизации Павла Финна". Однако нам показали экранизацию не Павла Финна, а Натальи Виолиной (автор сценария) и Дмитрия Барщевского (режиссёр-постановщик).
         Вопрос: зачем же понадобилось вторично переносить на экран явно неудавшееся произведение? Ведь не "Война и мир" и не "Анна Каренина", к которым кинематографисты обращаются вновь и вновь, находя в их психологической и художественной глубине возможности для нового своего прочтения средствами экрана. А здесь всё до убогости плоско, примитивно и пошло. Так зачем же?
         Ответ, по-моему, прост. Да, написанное Аксёновым на сей раз предельно бездарно, однако бездарность начинена крутым антикоммунизмом, злым антисоветизмом. И есть в начинке этой сюжетные заявки, которые, будучи развиты и всячески расцвечены, обещали зрителя увлечь. Вот почему ещё одна команда экранизаторов принялась за телевизионную реанимацию аксёновского творения. Вдохновляемая отнюдь не художественными его достоинствами, которых нет и в помине, а зарядом лютой ненависти к нашему советскому прошлому, к социалистическому строю, к партии коммунистов и Сталину.
         Так что не стоит, подобно некоторым кинокритикам, заявившим о себе стремительными публикациями про новый громкий сериал, рассматривать его просто как произведение искусства, имеющее определённые художественные удачи и такие же недостатки. Не то перед нами! Когда-то Пушкин предлагал судить творца по законам, им самим над собой поставленным. Главные законы, которым следуют создатели "Московской саги", - вовсе не художественные, а политические. Создатели решали в первую очередь именно политическую задачу, и они предложили зрителям политический сериал.
         Облаченность же его в завлекательную упаковку, над чем пришлось немало потрудиться, плюс использование хороших актёров сделали сериал, что называется, "смотрибельным".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100