«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 32% |
Военный оперативный совет (ВОС), как правило, собирался раз в месяц. В него входили генеральный инспектор бундесвера, инспекторы сухопутных войск, ВВС, ВМС, Медико-санитарной службы, а также начальник кадрового отдела. Адъютант генерального инспектора составлял протокол каждого заседания. В то время как участники дискуссии заседали за главным столом в форме открытого четырёхугольника, я, будучи адъютантом, размещался за столиком в углу у окна.
Каждый раз повторялся один и тот же ритуал. Генеральный инспектор открывал заседание и отмечал присутствующих. В качестве первого пункта повестки дня он просил участников одобрить протокол предыдущего заседания, попутно высказав свои замечания. Как правило, высказывались пожелания о внесении незначительных изменений, однако иногда дело доходило до жарких споров о тех или иных формулировках. Наиболее часто возражения слышались из того угла, в котором сидел инспектор ВВС.
Инспектор ВМС, напротив, отличался сдержанностью, особенно если речь заходила о вопросах, не имевших значения для подчинённого ему самого маленького вида вооружённых сил. Однажды (очевидно, под влиянием существования соответствующего регламента в Канаде) обсуждался вопрос о введении единой формы одежды для всех видов вооружённых сил. И если бы военно-морской флот в итоге лишился своей синей униформы, то это, очевидно, привело бы к первому в истории бундесвера мятежу генералов (в данном случае адмиралов).
Повестка заседаний ВОС составлялась мною и утверждалась генеральным инспектором. Её отдельные пункты, как правило, отражали актуальные вопросы, стоявшие перед бундесвером.
Чтобы дать представление о принципах деятельности ВОС и обсуждавшихся на заседаниях вопросах, приведу один пример. Инспектор сухопутных войск однажды пришёл к выводу, что руководство министерства не в полной мере привлекает инспекторов отдельных видов вооружённых сил к решению важнейших вопросов. Он предложил предоставить инспекторам возможность выступать в качестве советников министра и генерального инспектора на министерских совещаниях и высказывать свою точку зрения по таким существенным вопросам, как, например, применение ядерного оружия. Инспекторы ВВС и ВМС поддержали эти инициативы.
Инспектор сухопутных войск, кроме того, предложил доводить национальную точку зрения германской стороны до сведения командиров корпусов и дивизий, на которых в вопросе ядерного оружия решающее влияние оказывала позиция командных структур НАТО.
Генеральный инспектор поддержал предложение инспектора сухопутных войск и пообещал сделать соответствующий доклад министру.
В составе ВОС генеральный инспектор видел себя первым среди равных. Пусть на заседаниях и случались перепалки между отдельными видами вооружённых сил, но преобладал всегда коллегиальный подход.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»