«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 14% |
Одновременно аналогичные комиссии были созданы и "законодательной ветвью" американской власти: в палате представителей конгресса - комиссия по разведке, призванная рассмотреть жалобы на "незаконные или недостойные" действия в отношении американцев со стороны федеральных спецслужб, получившая название "Комиссия Пайка", а в сенате - комиссия по государственной политике в области разведки, получившая название "Комиссия Чёрча".
В результате расследования, проведённого всеми этими комиссиями (особенно - комиссией Чёрча), преобрели огласку скандальные подробности злоупотреблений со стороны американских спецслужб. Эти разоблачения вынудили американское руководство принять соответствующие меры. Был издан целый ряд законодательных актов, ограничивающих полномочия ЦРУ.
Управлению категорически запрещалось непосредственно или косвенно участвовать в политических убийствах. Также ЦРУ было запрещено вести слежку за людьми на территории Соединённых Штатов, устанавливать подслушивающие устройства, просматривать корреспонденцию и вообще вести наблюдение любого рода. Если же у ЦРУ возникает подозрение по поводу того или иного американца, который может сотрудничать с представителями иностранных спецслужб, сотрудники управления должны обратиться за помощью в ФБР, которое с разрешения суда по надзору за внешней разведкой и будет принимать практические меры.
Для надзора за деятельностью ЦРУ в мае 1976 года был создан постоянный сенатский комитет по разведке. В июле 1977 года аналогичный постоянный орган был создан и в палате представителей. Перед тем как ввести в действие ту или иную тайную операцию, руководство ЦРУ должно получить одобрение президента и "своевременно" поставить в известность соответствующие комитеты обеих палат конгресса. Парламентский надзор в последние годы стал обычной практикой. Ежегодно сотрудники ЦРУ встречаются с членами конгресса и проводят консультации или брифинги по различным вопросам (до тысячи в год).
Однако с приходом к власти президента Рейгана маятник качнулся в обратную сторону. Затеяв очередной крестовый поход против "империи зла", Рейган нуждался в дееспособном разведывательном инструменте. При нём были приняты специальные поправки, освобождающие ЦРУ от части наложенных на него ограничений.
Подобная политика Рейгана привела к очередному скандалу, связанному с проведением операции "Иран-контрас". В ходе этой операции предполагалось в обход конгресса тайно продать американское оружие Ирану в обмен на освобождение американских заложников, а вырученные деньги направить на финансирование мятежных сил "контрас" в Никарагуа. В результате информация об этом всплыла наружу, в адрес ЦРУ в очередной раз посыпались обвинения в том, что оно стоит "над законом", однако после длительных и неприятных сенатских разбирательств дело было замято.
Преемник Рейгана на посту президента Джордж Буш-старший, сам в своё время в течение года занимавший пост директора ЦРУ, ещё больше ослабил ограничения на деятельность своих бывших подопечных. При нём было принято решение, суть которого состояла в том, что сотрудники ЦРУ могут принимать участие в операциях по свержению иностранных правительств, даже если при этом будет существовать "большая вероятность" гибели руководителей государств.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||