«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
Прочитано: 26% |
На практике вышло, однако, что в основе кадровых перемен, проделанных под столь привлекательными лозунгами и якобы во имя столь возвышенных целей, было, прежде всего, стремление выдвинуть на узловые посты в партии и в государстве политических деятелей и специалистов, пользующихся доверием недавно избранного нового высшего руководителя.
Так, например, Эдуард Шеварднадзе занял место Громыко на посту Министерства иностранных дел. Вместо Н. Тихонова председателем Совета Министров СССР стал Н. Рыжков. На пост первого секретаря горкома КПСС в Москву перевели Бориса Ельцина.
После обвинений в системном попустительстве и поощрении практики "сервильности, личной преданности и покровительства" был заменён ряд ответственных партийных и государственных руководителей Латвии, Литвы и Белоруссии. Были предприняты меры и против особо известных своей склонностью к коррупции местных лидеров и представителей высшей администрации Узбекистана, Азербайджана и Киргизии.
С течением времени это, очевидно, исключительно точно продуманное "землетрясение кадров" в верхах приобретало всё большую силу. Только в течение года Горбачёв заменил больше половины всех членов и кандидатов в члены Политбюро. Заменены были также 14 из 23 заведующих отделами ЦК КПСС, пять из четырнадцати высших руководителей союзных республик и пятьдесят из пятидесяти семи первых секретарей районных, краевых и областных комитетов партии.
Заменено было и 40% послов Советского Союза за границей.
Объектом кадровых потрясений стала также и большая часть министерств. По общим подсчётам, там было освобождено от занимаемых должностей не менее 50 000 управленцев самых разных уровней (к примеру, только в незадолго до того созданном Министерстве компьютерного оборудования и электроники Горбачёв лично заменил больше 1000 человек).
По докладам, публичным выступлениям и объявленному Горбачёвым политическому курсу, в общем, предугадывались решения основных проблем состояния и развития общества, экономики и социалистической системы в целом. На этом тогда одинаково сходились мнения как учёных и специалистов, так и партийных работников и миллионов советских граждан. В стране воспринимали действия Горбачёва по снижению международной напряжённости прежде всего как способ направить значительную часть средств, идущих до тех пор на оборону, в отрасли, как казалось в ту пору, имеющие большее значение для общества. (Несколько позже, как известно, развитие событий наглядно доказало всю недальновидность и политическую близорукость подобных суждений).
Примерно столь же катастрофически сказалась впоследствии и предпринятая Горбачёвым массовая замена руководящих кадров. Вначале, однако, эти меры, как и публичные разоблачения случаев коррупции и все его энергичные призывы к большей критичности и открытости вызывали лишь одобрение и поддержку со стороны общества. Людям тогда, по всей видимости, не хотелось думать о том, что такая новая политика может оказаться лишь постановкой "политического театра". Всем очень хотелось верить, что пришёл конец длительному застою в общественной жизни, экономике, духовной сфере и т.д., что наступает новое время обнадёживающих перемен.
Однако вскоре Горбачёв пошёл по пути, который в корне отличался от первоначально провозглашённого. Это оказался курс на всё возрастающее введение в систему народного хозяйства страны экономики частной собственности и рыночных механизмов, а также - на всемерное ослабление руководящей роли Коммунистической партии.
«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
| ||||||||