«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 19%


         В Советском Союзе было, конечно, немало членов партии и честных граждан, дающих себе ясный отчёт в происходящих процессах и осознающих появление угрожающих тенденций роста антисоциалистических идей и распространения "ценностей" мелкобуржуазного мировоззрения. Так, например, ещё в 1978 году известный советский исследователь Георгий Шахназаров предупреждал в своём труде "Судьбы мира" о значительных масштабах становления "мещанского, мелкобуржуазного способа мышления и соответствующих ему общественных настроений". Он говорил о том, что в основе данной тенденции находится "стремление к накоплению богатств и обеспечение себе таким образом исключительных возможностей использования общественных благ и привилегий". В связи с этим Шахназаров делал вывод, что, очевидно, и в наше время весьма длительный исторический период в обществе будут сохранять свою значимость факторы классового разделения и социального неравенства.
         "Опасность возрождения и утверждения мелкобуржуазного склада мышления и сознания отпадёт только после радикального разрешения проблем классового разделения общества". Об этом Шахназаров писал, как уже сказано, в 70-е годы прошлого столетия. Как известно, в конце 80-х он входил в число лиц ближайшего окружения Горбачёва.
         На основании описанных им явлений утверждения мелкобуржуазного склада общественного сознания и поведения, к началу следующего десятилетия стали появляться уже определённые обособленные группы людей, ставящие себе целью удовлетворение личных интересов за счёт общественных. У них уже была соответствующая степень организованности и программа конкретных действий для достижения таких целей. Иными словами, к тому периоду "вторая экономика" уже вполне определённо приобрела возможности, а также социальное значение материальной базы для возникновения общественных структур и идеологий открыто антисоциалистического характера.
         Таковы были, например, мир организованной преступности, круги "политических диссидентов", этнических и религиозных активистов разных направлений и мастей, "отказников" от военной службы, а также писателей, художников и других представителей искусства, считающих себя "неоконформистами" в отношении существующих порядков, людей "самиздата" и т.д.
         В своём исследовании "Полезное прошлое" (изданном в 1995 году в сборнике "Советская система - от кризиса к разрухе") историк С. Фредерик Старр подчёркивает, что в годы, непосредственно предшествующие приходу Горбачёва к власти, "вторая экономика" и Запад обеспечивали самую щедрую материальную поддержку всем этим "альтернативным" группам и структурам". Что и объясняет факт существования формирований, весьма схожих по своему основному содержанию, хоть и столь отличающихся друг от друга по внешним расцветкам, программам и флагам. В их многочисленных модификациях и повторениях неизменно перекликался основный мотив "неограниченной личной свободы" - "символ веры" мелкой буржуазии, где бы и когда бы она ни находилась и ни действовала. В него входит свобода слова, религии, право эмигрировать, "право" не работать, "право" наживы денег всеми мыслимыми и немыслимыми способами и средствами, эксплуатация чужого труда, право писать или издавать "что угодно" и т.д.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100