Оглавление | Каталог библиотеки

не прочитано
Прочитано: 0%

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПАДАЮЩИХ ТОМАГАВКОВ

"Компьютерра", сентябрь 2000

Размышления двух докторов наук о природной слабости спутниковой радионавигации


         Системы спутниковой радионавигации (и американская GPS, и русская ГЛОНАСС) создавались в первую очередь для координатно-временного обеспечения войск и военной техники. Активное внедрение спутниковых навигационных методов в гражданскую жизнь началось лишь 10-15 лет назад. За это время система GPS получила распространение по всему миру, а ее приемоиндикаторы стали продуктами массового спроса. Перспективы расширения коммерческого рынка навигационной аппаратуры оказались настолько впечатляющи, что США в прошлом году начали модификацию системы под гражданские нужды, а в мае этого года отменили режим селективного доступа, который примерно в 10 раз ухудшал стандартную точность местоопределения, которая составляет 10-20 м.
         Вместе с тем, при очевидном успехе в гражданском секторе, - широко известны серьезные проколы в военных приложениях, - системы наведения оружия, использующие GPS дают очень много сбоев. Вспомним самоликвидацию сотни крылатых ракет "Томагавк" во время операции "Лиса в пустыне", или "разброд и шатания" тех же ракет при бомбардировке американцами Сербии. В те времена когда происходили эти события пресса разнесла по всему миру сообщение о профессоре Кашинове, который предложил Ираку и Югославии схему устройства подавления навигационного сигнала, принимаемого оружием самонаведения. Тогда некоторые специалисты скептически отнеслись к его предложениям, потом злополучные "Томагавки" у американцев кончились и история начала забываться. Однако сообщения информационных агентств на эту тему стали с тех пор появляться регулярно, - вот, например, одно из последних: "... иракская армия использует передатчики помех российского производства для противодействия полетам американской и британской авиации над Ираком. Помехи ставятся приемникам навигационной информации системы GPS. В Кувейте считают, что для этого применяется аппаратура, созданная российской фирмой "Авиаконверсия". Взяв на себя груз подготовки темы номера по спутниковой навигации (журнал выйдет 3 октября), мне ничего не оставалось как отправиться за разъяснениями к основным действующим лицам. Сначала в Питер, к доктору технических наук Валентину Кашинову.


         Вадим Иванченко: Валентин Владимирович, в чем идея предложенного Вами принципа глушения навигационных сигналов?


         Валентин Кашинов: Ну, идея-то не моя. Она изложена в статье известных специалистов по РЭБ Поддубного и Овчаренко, опубликованная в журнале "Радиотехника" за 1992 год. Я просто показал возможности этого подхода для конкретных целей. Суть идеи заключается в том, что при наличии в пространстве двух близких по частоте несущих в пространстве же возникают биения. Они имеют частоту между этими излучаемыми частотами, а в соседних максимумах фаза сдвинута на 180 градусов - это проходят в школе. Если теперь одна из несущих была фазоманипулированной, суть дела от этого не меняется. В приемнике GPS стоит коррелятор, который сворачивает фазоманипулированный навигационный сигнал сигнал с имеющейся в приемнике его копией. Когда отклик коррелятора достигает максимума, то это и считается временем прихода сигнала. Если в пределах полосы коррелятора (в гражданском канале это около 2 Мгц) будет еще одна несущая, то это эквивалентно фазоманипулированной помехе, крутящей фазу через импульс. В результате чего приема сигнала просто не будет.


         В.И.: А как этот подход реализовать на практике?


         В.К.: Для того, чтобы заглушить при помощи биений сигналы спутниковой GPS, достаточно излучать с Земли немодулированные частоты 1577 МГц (гражданский канал) и 1230 МГц (военный канал). Причем, мощность передатчика может быть порядка единиц ватт как у карманного фонарика! Одного ватта хватает что бы глушить на расстоянии прямой видимости до 500 км.


         В.И.: Сигналы нашей отечественной системы ГЛОНАСС также можно глушить?


         В.К.: Конечно, но там посложнее. Потому что все 24 спутника GPS работают на одной частоте (режим кодового разделения каналов CDMA), а в нашей системе каждый спутник работает на своей частоте (частотное разделение сигналов - FDMA) и поэтому передатчиков для этого нужно несколько.


         В.И.: А на практике Вы проверяли свои идеи?


         В.К.: Я разослал схему устройства глушения по разным странам и организациям: Ирак, Югославия, НАТО, Комитет Анти-НАТО Госдумы и др. То что происходило в Ираке и Югославии Вы знаете, - "Томагавки" разлетались в разные стороны, хотя трудно спросить иракцев или даже югославов, что они там применяют, но у меня был арабский журналист, который брал интервью. Журнала самого я не видел. А в материалах из того же Кувейта говорилось про то, что устройство было разработано в университете и автор статьи беседовал с профессором. Да ведь это не важно, что они используют. Важно, что агрессорам в небе тоскливо, а GPS выведена из строя. Любой радиолюбитель ее выводит из строя в любой момент. "Томагавки" по прямому назначению - доставка ядерного оружия использоваться уже не могут, а стоят они более миллиона долларов. Один неверующий профессор из США прочитав об этой идее возразил мне письменно. Тогда я ему посоветовал взять ГСС и проверить. Через день он написал, что я оказался соврешенно прав - у него на яхте приемник GPS не работал даже при очень маленькой мощности помехи.


         В.И.: А есть ли в мире промышленные разработки подобных устройств?


         В.К.: Да, конечно, много идет в западной прессе такой информации. И у нас есть фирмы, только используют они несколько другой подход - они глушат шумоподобным сигналом, это мне кажется излишне и стоит дороже, а результаты будут, пожалуй, даже похуже. Есть фирма "Авиаконверсия", они еще в 1997 году на авиасалоне в Жуковском демонстрировали свои jammers.

* * *


         Следующие вопросы я задал уже в Москве директору ООО "Авиаконверсия" доктору технических наук Олегу Антонову.


         Вадим Иванченко: Олег Евгеньевич, как давно Ваша фирма выпускает приборы для глушения навигационных приемников?


         Олег Антонов: Впервые мы показали портативный передатчик помех для подавления приемников GPS и ГЛОНАСС на Международном авиакосмическом салоне в Москве в 1997 году. Это вызвало сенсацию в мире. Одновременно и ужас среди военных пользователей таких приемников. Следующую модификацию передатчика мы показали на таком же салоне в 1999 году. Эти передатчики срывают работу навигационных приемников во всех четырех диапазонах частот обеих навигационных систем: у GPS и ГЛОНАСС. Помехи, излучаемые передатчиком, поступают на вход приемников вместе с сигналами от спутников и за счет своих параметров приводят к срыву процесса измерений координат. В результате приемники прекращают определять текущее местоположение объектов, на которых они установлены, и выдают потребителю последние его координаты перед началом действия помех.


         В.И.: А какие у него характеристики?


         О.А.: У первого передатчика мощность излучения порядка 2-3 Ватт в каждом частотном диапазоне. Его дальность действия достигала 50 км по прямой видимости при массе менее 3 кГ. Сейчас мы выпускаем следующую модификацию с мощностью излучения 20 Ватт в каждом частотном диапазоне. Дальность действия такого передатчика достигает 150 км при массе 10 кГ.


         В.И.: Принцип действия ваших устройств отличается от подхода предложенного профессором Кашиновым? И насколько верны и практичны его идеи?


         О.А.: Он далеко не первый, кто предлагал различные идеи по подавлению работы навигационных приемников. Первые такие предложения появились еще в конце шестидесятых годов, когда система GPS только создавалась. В том числе были мысли, совпадающие с его предложением. В целом его подход верен, но он, знаете ли, больше математик, независимо пришедший к этой идее, мы же занимаемся такими станциями с 1992 года, провели массу экспериментов... И считаем, что его решение далеко не единственное и, главное, далеко не лучшее.


         В.И.: А "Томагавки" в Ираке и Сербии не от его воплощенной идеи разлетались?


         О.А.: Конечно же нет, - других причин на то было много: при сильных маневрах сигнал терялся, кроме того влияла запыленность и задымленность атмосферы на низких высотах, а потом американцы же расстреливали самые первые свои ракеты, еще плохо отработанные.


         В.И.: Кстати, а ваши устройства этому не посодействовали? И возможно ли это практически?


         О.А.: С помощью наших передатчиков возможно глушение навигационных сигналов и соответственно вывод из строя не только "Томагавков", но и других видов оружия - это даже проверено опытом. Кстати, на последнем Московском авиасалоне в 1999 году мы впервые обнародовали концепцию информационного оружия, как мы его понимаем, и демонстрировали целый набор средств такого оружия. В ноябре будем участвовать в авиасалоне в Китае и познакомим с этой концепцией новый круг заинтересованных лиц.


         В.И.: Скажите, вот сейчас навигационные технологии бурно развиваются в самых различных областях: системы диспетчерского контроля, службы спасения, авиация, геодезия. Не приведет ли распространение устройств глушения к опасности вывода из строя жизненно важных систем, в которых используются навигационные приемники?


         О.А.: Понимаете, закрыть Америку нельзя, это нормальный ход развития брони и снаряда, т.е. на каждую новую броню разрабатывается новый снаряд и наоборот. Поэтому, раз есть серьезное противодействие навигационным системам GPS и ГЛОНАСС, значит теперь должны думать разработчики навигационных систем, - шар на их стороне.


         От себя мне остается лишь добавить, что наличие на рынке таких передатчиков помех говорит о спросе на подобную аппаратуру. А если существует спрос, то рано или поздно, не только военные, но и гражданские пользователи навигационных приемников должны почувствовать на себе действие "глушилок" по той же самой причине, по которой, висящее на стене в первом акте ружье, в последнем акте непременно должно выстрелить.

Оглавление | Каталог библиотеки

 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100