«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 4%

17 января.


         Еще один замечательный космический день - сегодня Шаталов, Хрунов и Елисеев благополучно приземлились на "Союзе-4" в 40 километрах от расчетной точки посадки (40 километров северо-западнее Караганды). Корабль "Союз-5", на котором взлетели в космос Хрунов и Елисеев, еще на орбите, а они уже на Земле в объятиях друзей. Но, пожалуй, самое замечательное то, как работали космонавты на всех этапах полета. Все отлично выполнили свои задания, особенно хорошо работал Шаталов. Он проделал много сложных маневров корабля при минимальном расходе рабочего тела, великолепно вел репортаж и перекрыл все рекорды по качеству связи. При всех предыдущих полетах космонавтов радиосвязь с ними прекращалась после сгорания антенн, а Шаталову удалось передать нам очень ценные сведения о ходе спуска через щелевую антенну и через антенну в стренге парашюта. После посадки он немедленно доложил из корабля о благополучном приземлении.
         При приземлении "Союза-4" отлично сработала система мягкой посадки. Погодные условия для поиска корабля были благоприятные: ясно, ветер слабый, температура -30 градусов, толщина снежного покрова 60-80 сантиметров. Наибольшую опасность для космонавтов представляла угроза обморожения, поэтому я приказал экипажу после приземления корабля не выходить из него до прибытия первого вертолета. Через пять минут после того, как вертолет сел рядом с "Союзом-4", космонавты уже были в теплом летном обмундировании.
         И все же на заключительном этапе полета "Союза-4" были моменты, изрядно потрепавшие нам нервы. Когда по телеметрии мы получили сообщение, подтвержденное затем и Шаталовым: "Табло "Поток ионов" не горит", у всех закралась тревога, не сорвется ли спуск на первом посадочном витке. Я вспомнил, что перед спуском "Союза-3" у Берегового тоже была примерно трехминутная задержка с загоранием такого же табло. Секунды томительного ожидания казались нам минутами... Всех обрадовал уверенный голос Владимира Шаталова, дважды повторившего: "Все в порядке, все в порядке".
         За десять лет совместной работы все мы привыкли к "стандартной" очередности сообщений, поступающих от службы поиска. Доклад: "Самолеты идут по "Притоку"..." должен был для нас означать, что космический корабль уже на Земле и самолеты летят на сигналы его радиомаяка. Обычно такой доклад поступал через 12-15 минут после раскрытия парашюта и только после работы "Кругов" - мощных пеленгаторов, засекающих в КВ-диапазоне спуск корабля на парашюте. При спуске "Союза-4" все получилось по-другому. Еще до начала работы "Кругов" генерал Кутасин доложил: "Два самолета идут по "Притоку"...". Это сообщение нами было воспринято как подтверждение благополучной посадки корабля, все радостно зашумели, но через минуту у Мишина и других товарищей возникло сомнение в достоверности доклада Кутасина: посадка на 15 минут раньше расчетного времени не могла быть благополучной! Я связался с Кутасиным и спросил: "Почему "Притоки" работают раньше "Кругов"?" Он не задумываясь ответил: "Так и должно быть", - а ему следовало доложить, что самолеты принимают радиопередачу Шаталова с "Союза-4" на такой-то волне. Кутасина в данном случае подпутала сверхотличная работа на связи Шаталова, передачу которого на УКВ по щелевой антенне он принял за работу радиомаяка после приземления корабля.
         Через 25 минут после посадки Шаталов, Хрунов и Елисеев были доставлены двумя вертолетами в Караганду. В гостинице "Чайка" они побрились, перекусили, прошли медобследование и провели первую пресс-конференцию. В 16:45 космонавты, сопровождаемые генералом Гореглядом, вылетели на самолете Ан-24 на космодром...
         Только что провел заседание посадочной комиссии. Изучив условия посадки "Союза-5", приняли предварительное решение сажать его с первого суточного витка 18 января в 9:30 московского времени. Окончательное решение о посадке "Союза-5" примем завтра в 6 часов утра.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100