«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 30%

17 сентября.


         Я, Лева, Люда и "Николай второй" весь день собирали яблоки - в этом году у нас на даче небывалый урожай яблок, особенно много антоновки. Завтра я улетаю на полигон, пришлось много поработать, чтобы подготовить дачу к зиме.

18 сентября. Борт самолета Ил-18 - Тюра-Там.


         На Ил-18 в 9:00 вылетели на полигон. Со мной летят 26 человек, в том числе члены Госкомиссии Лобов, Карась, Гуровский, Мордасов.
         В полете были всего 3,5 часа. Полигон встретил нас ярким солнцем, но без жары - жара уже спала. Днем хорошо ходить в кителе, а утром и вечером приятно надеть и шинель.

19 сентября.


         Разместились на 17-й площадке. Тюлин, Лобов, Мордасов и Гуровский поселились с нами, Мишин - на второй площадке, а Карась - на десятой.
         Наш апрельский разговор с маршалом Крыловым не прошел даром: рядом с гостиницей космонавтов заканчивается строительство двухэтажного дома, связанного с гостиницей стеклянной галереей. Выстроен и заполнен водой открытый бассейн, сооружается спортивный комплекс. К весне все работы будут закончены, и на 3-5 лет мы будем иметь приличные помещения для размещения и занятий космонавтов. Основной учебно-тренажный комплекс для космонавтов будут строить на 113-й площадке: вся документация уже утверждена, но строительство займет 2-3 года.
         В 10 утра на 95-й площадке всем составом экспедиции наблюдали вывоз ракеты на старт. Стартовать ракета будет на 81-й площадке с левого пускового стола, с которого мы уже выводили в космос два технологических лунных корабля. Сейчас готов и второй (правый) стол, но он пока будет запасным.
         С 15:00 до 18:30 заседала Госкомиссия по Л-1. Начальник 4-го управления полигона полковник Меньшиков доложил о ходе подготовки ракеты УР-500К к пуску. Это будет седьмой пуск ракеты (из шести предыдущих пусков пять было удачных, а один - аварийный). Ракета готовилась на полигоне 71 рабочий день. За это время на ней проведено 138 доработок систем и устранено 120 замеченных неполадок (на пятой ракете - первой с кораблем Л-1 - было 208 доработок и 223 замечания; на шестой ракете - второй с Л-1 - было 70 доработок и 104 замечания). Меньшиков и Труфанов (заместитель Челомея) считают, что заметный рост доработок на седьмой ракете УР-500К по сравнению с шестой объясняется в первую очередь длительностью пребывания ракеты на полигоне (из-за доработок корабля Л-1) и желанием главного конструктора устранить выявленные в предыдущих пусках незначительные дефекты. Меньшиков и Труфанов заверили членов Госкомиссии, что пуск ракеты можно осуществить 26-28 сентября.
         Потом докладывали Радутный, Полонецкий, Корнеев и другие. О состоянии корабля Л-1 доложил начальник 1-го управления полигона Патрушев. Корабль готовился на полигоне с 12 августа по 15 сентября, за это время на нем устранено всего около 15 замеченных дефектов, а при предыдущих пусках было более сотни замечаний. Резкое сокращение замечаний объясняется не улучшением качества подготовки корабля, а требованием Мишина не докладывать Госкомиссии о "всех мелочах" (оно было высказано Мишиным Кириллову перед полетом Комарова).
         У меня нет, да и не может быть уверенности в том, что этот первый полет вокруг Луны будет выполнен успешно. Многие разработчики систем, говоря об их надежности, называли цифры от 0,99 до 0,9999. Мишин, говоря о надежности комплекса УР-500К - Л-1 в целом, назвал цифру 0,6 - это означает, грубо говоря, что из двух пусков только один может быть успешным. Мне кажется, что вероятность успеха первого полета Л-1 с возвращением на Землю еще меньше, чем 0,6. И все-таки на этот полет надо идти.
         Главное в этом полете - возвращение корабля на Землю со второй космической скоростью. Мы можем уверенно вывести корабль на орбиту вокруг Земли, сообщить ему вторую космическую скорость, вывести его в район Луны, а затем направить в сторону Земли - все это уже неоднократно проверено практически. Но у нас, как и в США, нет пока практики возвращения кораблей на Землю со второй космической скоростью. Теоретически это возможно, но сумеем ли мы так скорректировать подлет корабля к Земле, чтобы он точно вошел в 30-километровую "воронку" в атмосфере Земли, - это покажет данный полет. Кроме того, наиболее вероятная точка приземления корабля лежит в полосе шириной более 400 километров, простирающейся от экватора до полюса (Индийский океан, Индия, Средняя Азия, Сибирь), - поиск корабля в этих условиях будет очень трудным делом. Правда, для беспилотных кораблей из всей этой полосы определено только два полигона посадки (один в Индийском океане и другой в Средней Азии), и во всех случаях отклонения кораблей от этих двух полигонов они будут подорваны. Но подрывать можно, разумеется, только беспилотные корабли. Пилотируемые корабли могут опуститься в любой точке полосы посадки, а в аварийных ситуациях - и в любой точке Земли. До полета людей на Л-1 мы приобретем опыт полетов нескольких технологических кораблей, и все вопросы, связанные с возвращением лунных кораблей в атмосферу Земли и их посадкой, будут для нас более ясными.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100