«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 93%

28 ноября.


         Сегодня должен состояться первый пуск "Союза", которого на основании обещаний Королева мы ждем уже более четырех лет. Промышленность задержала изготовление кораблей из-за излишней их автоматизации: "Союзы" должны стыковаться автоматически, даже без космонавтов на борту. Эти корабли способны маневрировать и обладают другими хорошими качествами, но у них много и недостатков. Завтра должна состояться первая в мире стыковка двух беспилотных космических кораблей. Правда, американские астронавты на кораблях "Джемини" уже выполнили несколько стыковок с ракетами "Аджена". От успешных полетов "Союзов" зависит наше ближайшее (2-3 года) космическое будущее: на базе "Союзов" строятся лунные корабли.

29 ноября.


         Сейчас 3 часа ночи по местному времени, я несу дежурство на командном пункте по руководству полетом первого корабля "Союз". За последние 20 часов было много важных событий. Вчера с 10 до 12 часов Мишин провел два заседания технического руководства по "Союзам" N 1 и N 2. В 12 часов Госкомиссия, заслушав доклады конструкторов систем о готовности корабля и ракеты к пуску, приняла решение приступить к заправке ракеты и произвести пуск "Союза" N 2 в 16:00 по местному времени. В повестку заседания Государственной комиссии были включены шесть пунктов.
         1. Готовность изделия 11А511 N 2 и объекта 11Ф615 N 2 к пуску и состояние работ по подготовке изделия 11А511 N 1 с объектом 11Ф615 N 1 к вывозу на стартовую позицию. Докладчики: инженер-полковник Кириллов Анатолий Семенович, Июдин Анатолий Павлович, Горшков Семен Иосифович, Кротов Валентин Константинович, Осипов Михаил Владимирович, Шум Михаил Федорович, Осташев Аркадий Ильич, Хлебников Борис Иванович.
         2. Готовность всех служб и средств полигона, обеспечивающих пуск изделия 11А511 N 2 с объектом 11Ф615 N 2. Докладчики: генерал-майор Курушин Александр Александрович, инженер-майор Насонов Владимир Петрович, инженер-майор Овчинников Виктор Александрович.
         3. Готовность всех средств командно-измерительного комплекса. Докладчик - инженер-полковник Фадеев Николай Григорьевич.
         4. Готовность к работе средств поиска, обнаружения и эвакуации объекта 11Ф615 N 2. Докладчик - инженер-полковник Сибиряков Сергей Николаевич.
         5. Заключение технического руководителя и подписание протокола о пуске изделия 11А511 N 2 с объектом 11Ф615 N 2.
         6. Принятие решения о вывозе изделия 11А511 N 1 с объектом 11Ф615 N 1 на стартовую позицию.
         Все работы по подготовке пуска шли очень четко и точно по графику. В 16 часов (с опозданием на 0,2 секунды от расчетного времени) ракета унеслась в безоблачную высь. Операции по подготовке и пуску ракеты передавались по внутренней телевизионной системе. Наблюдение за работами по подготовке пуска по телевидению позволяет видеть одновременно значительно больше, чем это возможно при нахождении у ракеты. При подготовке пусков пилотируемых кораблей Королев и я всегда находились у ракеты. Мишин по традиции и в этот раз был рядом с ракетой, а Руденко, Керимов и я наблюдали работу на старте из бункера по телевидению. Сам пуск мы с Руденко, Кузнецовым, Гагариным, Николаевым, Беляевым и Егоровым наблюдали с НП (наблюдательный пункт - Ред.). Пуск прошел отлично, невооруженным глазом я видел отделение первой ступени. (Корабль "Союз", 7К-ОК N 2, запущенный 28 ноября 1966 года, получил официальное название "Космос-133" - Ред.)
         После пуска все руководство Госкомиссии собралось на КП второй площадки. Первые сведения о ходе полета были благоприятные, и я решил часа три отдохнуть, так как в 23 часа моя смена заступала на дежурство. В 22 часа позвонил с КП Гагарин и сообщил, что в полете выявились большие неполадки. Через десять минут приехал Руденко и сообщил печальные вести. Оказалось, что на борту корабля по непонятной причине за 15 минут израсходовалось все рабочее тело для ДПО (двигатели причаливания и ориентации), и корабль получил закрутку со скоростью два оборота в минуту. По уточненным данным перигей орбиты "Союза" составлял всего 179 километров, и существование корабля на орбите ограничивалось 39-ю витками. Это известие меня очень огорчило: неудача при первом же пуске неизбежно задержит освоение кораблей "Союз".
         В 24 часа Керимов, Мишин и Карась ушли отдыхать. Мне и трем заместителям Мишина (Черток - в Евпатории, Бушуев - в Москве и Юрасов - в Тюра-Таме), а также космонавтам Феоктистову и Николаеву пришлось разбираться в причинах происшествия и готовить предложения для Госкомиссии. Все сошлись на том, что на 13-м витке надо попытаться с помощью ионной системы ориентации остановить вращение корабля, а на 16-м витке выдать команду на спуск корабля с использованием этой же системы ориентации. Посадку решили произвести на 17-м витке, но предварительно, выдав дополнительную команду на спуск с использованием автоматической солнечной ориентации. Мишин согласился с нашими предложениями, и мы передали предварительные команды по исполнению принятого решения.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100