«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 92% |
Наша дискуссия ещё далеко не исчерпала описание тех музыкальных глубин, из которых в 1920-1930-е годы вынырнул Гершвин. Сейчас пора обратиться к самой удивительной особенности американской популярной музыки XX века, над которой можно было бы посмеяться, если бы не та серьёзность, с которой к этой теме относятся её протагонисты. Я имею в виду жесточайшую борьбу между негритянским и еврейским крыльями индустрии развлечений, в ходе которой два этих этнических меньшинства отстаивали свои права собственности на расистско-порнографическую мерзость, именуемую джазом и блюзом.
Сейчас мы станем свидетелями гротескного спектакля, устроенного наиболее видными представителями и группировками поп-музыкального бизнеса, которые состязались в расовой самоидентификации, племенной генеалогии и расистском психозе. Психологическую сущность всей этой истории, наверное, лучше всего отражала расистская и антисемитская поговорка, популярная на Старом Юге: "Евреи - это те же ниггеры, только вывернутые наизнанку".
Основа конфликта была немудрёной. В то время как чернокожие педерасты и проститутки вроде Бесси Смит в поте лице записывали "расовые" пластинки, еврейские денди Гершвин, Эл Джонсон и Фред Астер вместе с другими белыми проститутками вроде любимчика Маунтбеттена Пола Уайтмена штамповали собственные - весьма изысканные и уважаемые - стилизации того, что было принято считать народной музыкой негров. В то время как "чёрная шваль" (если пользоваться терминологией официального биографа Гершвина Исаака Гольдберга) в лице Луи Армстронга и Кинга Оливера занималась музыкальной мастурбацией на студиях "ОКеh" и "Paramount", "белая шваль", то есть белая еврейская шваль вроде Бенни Гудмена (опять же пользуясь терминологией Гольдберга), в одночасье хватала звёзды с небес.
Расовое деление популярной музыки между чёрными и белыми строго выдерживалось на протяжении всех 1930-х годов. Когда в 1936 году "король свинга" Бенни Гудмен нанял чернокожего пианиста Тедди Вильсона для публичных выступлений в составе своего оркестра, это было расценено как очень смелый шаг, но даже при этом Вильсон участвовал лишь в некоторых номерах, а остальное время фортепианные партии исполнял белый пианист. Упорная расовая сегрегация на Юге и в значительной степени на Севере существенно ограничивала возможности ангажемента для негритянских джаз-бандов. Более того, участия в белом джаз-банде хотя бы одного чернокожего музыканта было достаточно, чтобы лишить группу шансов на выгодный ангажемент.
В 1923 году Дэвид Юэн, близкий друг Гершвина и член музыкального высшего общества, в которое Гершвин сразу же влился, опубликовал статью о Гершвине, озаглавленную "Король джаза". Статья начиналась так: "Любой хороший джаз звучит как Гершвин. Любой другой джаз звучит просто адски". Это было воспринято как объявление войны.
В первой биографии Гершвина, опубликованной в 1931 году Исааком Гольдбергом, близким другом и соратником Додж и ван Вехтена, а также самого Гершвина, приводится странный аргумент в пользу еврейского верховенства в джазе. Гольдберг объясняет, что блюзовые нотки в джазе и сам блюз ведут происхождение вовсе не из чёрной Африки, а из музыки евреев Восточной Европы. Он утверждает, что даже разговаривал на этот счёт с Гершвином. "Джордж не преуменьшает вклад негров в психологию, ритмы и тексты наших популярных песен и придерживается убеждения, что джаз является продуктом преимущественно американской культуры. Однако... он сам стал всё чаще замечать сходство между фольклором негров и польских евреев... Особенно наглядно это видно в одной из мелодий мюзикла "Забавная мордашка", которая начинается на еврейский лад, а заканчивается на негритянский. Сложите их вместе - и вы получите Эла Джонсона, который является живым олицетворением этой схожести".
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||