«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 73%

Глава 7. Научная фантастика и Тавистокский институт


         Многие литературоведы в качестве первого в истории научно-фантастического романа называют "Франкенштейна" Мэри Шелли. Некоторые ранние произведения с научно-фантастическим уклоном, например рассказы Натаниеля Готорна, содержали предостережение о том, что человеку с его наукой не следует вмешиваться в природные процессы. Позже появились научно-фантастические фильмы, зачастую предостерегающие об опасности научно-технического прогресса, который может уничтожить человечество в результате различных разновидностей Армагеддона, войны миров или глобальных катастроф. Яркими примерами таких фильмов являются "День, когда остановилась Земля" (1951), "Когда миры столкнутся" (1951), "Столкновение с бездной" (1998), "Армагеддон" (1998) и "Книга Илая" (2010). Эти фильмы с мрачной усмешкой изображают безысходную картину мира в продвинутой стадии разложения; особенно экспрессивен в этом отношении снятый в 1927 году фильм "Метрополис", показывающий негативное воздействие индустриализации на общество, разделившееся на хозяев и обитающих под землёй рабов.
         Пусть "Франкенштейн" и первое научно-фантастическое произведение, но всё же истинным родоначальником жанра, вне всяких сомнений, следует признать Герберта Уэллса. В конце XIX века он "одарил" нас "Войной миров", а более чем полстолетия спустя, в 1953 году, в Голливуде был снят одноимённый блокбастер. К числу наиболее значимых произведений Уэллса относятся также "Остров доктора Моро" (1886) и "Человек-невидимка". Однако по-настоящему популярной, "народной" научная фантастика стала с появлением телевизионной франшизы "Звёздный путь". Этот сериал, как никакой другой, придал правдоподобие идее космических путешествий.
         Однако если внимательнее присмотреться к научной фантастике, то можно увидеть, что весь этот жанр, якобы служащий способом творческого самовыражения мечтателей, ориентирован не на просвещение масс, а, скорее, на какие-то гораздо более мрачные уголки нашего сознания, тяготеющие к разрушению. Истории о далёких планетах, непознаваемых многомерных мирах, необъяснимых силах, необыкновенных микроорганизмах и гигантских мутантах, то ли созданных обезумевшими учёными, то ли возникших под действием ядерных взрывов (как в фильме "Чудовище с глубины 20 000 саженей", 1953) и вознамерившихся уничтожить человечество, происходящие в совершенно невероятных обстоятельствах "параллельных" миров, футуристических технологий и при участии инопланетного разума, далеко превосходящего человеческий, не говоря уже о фильмах на тему катастроф, - всё это представляет собой массированную атаку на сложившуюся у людей систему убеждений в том, что законы Вселенной, какими мы их знаем, являются рациональными, а потому познаваемыми для человеческого разума.
         Такие истории зачастую изображают мрачную и опасную сторону знания ("есть вещи, о которых человеку не положено знать"). Эта тема назойливо повторяется во многих фильмах категории В, таких как "Франкенштейн" (1931), "Остров потерянных душ" (1933), "Вторжение похитителей тел" (1956), где поднимается экзистенциальная тема утраты человеком собственной индивидуальности, "На берегу" (1959), где изображается мир после ядерного апокалипсиса. Все эти фильмы твердят о бессилии человеческого разума перед бескрайним, непознаваемым и неуправляемым космосом. Людей пугают заговорами, связанными с космосом ("Козерог-1", 1978), угрозой со стороны взбунтовавшихся суперкомпьютеров ("Дьявольское семя", 1977), угрозой биологической войны ("Человек Омега", 1971) или выращенными в лабораториях и вырвавшимися на волю вирусами ("28 дней спустя", 2002); опасности таят в себе исследования чёрных дыр ("Сквозь горизонт", 1997), футуристическая генная инженерия, трансформация человека и клонирование ("Гаттака", 1997, "Остров" Майкла Бэя, 2005).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100