«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 58%

Скрытые месседжи телевидения


         В 1944 году Теодор Адорно одним из первых мыслителей Франкфуртской школы выдвинул идею, что с помощью радио и особенно телевидения можно целенаправленно задерживать умственное развитие людей. Вот что он пишет: "Телевидение стремится к синтезу радио и кино. Оно поддерживается только потому, что заинтересованные стороны пока не пришли к соглашению, но последствия этого будут чудовищны, и в их числе - резкое эстетическое обнищание человека..." Двенадцать лет спустя Адорно писал, что "телевидение является инструментом психологического контроля, о каком в прошлом не приходилось и мечтать". В эссе "Телевидение и характер массовой культуры" он пишет: "Пришло время систематически исследовать социально-психологическис стимулы, типичные для телевизионных программ, как на описательном, так и на психодинамическом уровне, проанализировать их предпосылки и общий характер, а также оценить их вероятный эффект. В результате можно будет подготовить рекомендации, позволяющие с помощью этих стимулов достичь наиболее желательного эффекта..." 204 Адорно утверждает, что "все телевизионные программы содержат как открытые идеи, предопределяемые сюжетом, персонажами и т.д., так и скрытые сигналы", гораздо менее очевидные. Это скрытое содержание направлено на промывание мозгов, тоща как "сюжет и всё прочее служат лишь оболочкой, носителями скрытого содержания" 205.
         Вот как комментирует высказывания Адорно Лонни Вольф: "Сериал "Наша мисс Брукс" представляет собой популярный ситком о сложных взаимоотношениях между школьной учительницей и директором школы. Самыми смешными в этой комедии Адорно считает те эпизоды, где страдающая от маленькой зарплаты учительница выманивает еду у своих подруг. Адорно "расшифровывает" скрытое послание этих эпизодов следующим образом: "Если вы добродушны, жизнерадостны, остроумны и очаровательны, как мисс Брукс, вам незачем беспокоиться о величине зарплаты - с голоду вы в любом случае не умрёте. Чувство юмора и ум помогут вам не только справиться с материальными лишениями, но и выбиться в лидеры, оставив других позади себя". Этот месседж окажется весьма востребованным в последующие годы, когда экономика рухнет, и примет форму "циничного антиматериализма" - на первой волне контркультуры, поднятой "потерянным поколением" 1960-х" 206. Если экстраполировать эту мысль, то чем более сложной становится жизнь, пишет Адорно, "тем сильнее люди цепляются за стереотипы, чтобы привнести хоть какую-то упорядоченность в меняющийся мир, который в противном случае стал бы совершенно непостижимым".
         В другой своей статье Адорно предсказывал, что "креативные женоподобные мужчины займут важное место в обществе". И действительно, такие артистичные, чувственные, женственные мужчины заполонили телевидение. "Это согласуется с утверждениями Фрейда о том, что художественное творчество черпается из подавляемой или реализованной гомосексуальности. Эти женственные, чувствительные мужчины обычно противопоставляются более грубому, мужественному образу мачо (например, образу ковбоя), которому креативность не свойственна" 207.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100