«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 58%


         Возникает вопрос: откуда над Уралом могли появиться американские самолёты-разведчики, неужели они летели через Северный Полюс? Как известно, первым через Северный полюс летал ещё Чкалов. А во второй половине 50-х гг. американские самолёты-разведчики RC-47 легко и непринуждённо именно через Северный Полюс летали на Урал. Увидеть их небе где-нибудь над Денежкиным Камнем или Отортеном можно было чаще, чем иному читателю этого очерка повстречать своих соседей по подъезду. В ходе упомянутой операции "хоум ран" на протяжении 50 дней американцы осуществляли в среднем более 3 нарушений воздушного пространства СССР с северного направления в сутки. В сутки! Причём, 156 разведывательных самолётов-вылетов - это число, официально признаваемое американцами, и далеко не факт, что оно соответствует действительности. Так, например, ЦРУ признаёт лишь 28 полётов самолётов U-2 над территорией СССР в период 1956-60 гг., но практически нет сомнений в том, что эта величина занижена примерно раз в 10. Забавно и то, что ЦРУ и Министерство обороны США сообщают разное число разведывательных полётов U-2 по всему миру: ЦРУ утверждает, что таковых было осуществлено около 2800, а военное ведомство насчитывает их примерно 3100 (разница в 10% какая мелочёвка, правда?)
         6 мая 1956 г. пролёт от Амбарчика до Анадыря и обратно совершили сразу 6 "Стратоджетов"! Воздушные инциденты настолько участились, что в штат большинства пограничных застав северо-востока включили расчеты зенитных орудий. В большинстве случаев они имели значение оружия скорее психологического, нежели реального. Большинство самолетов США пересекали границу на высоте, не доступной для огня зенитной артиллерии, но все-таки пограничной заставе "Ванкарем" удалось сбить американскую машину. Командовавший подразделением В.А. Колпаков так вспоминал об инциденте:
         "Наши противники постоянно хотели знать, что мы делаем, охраняем ли на этом участке границу, и всячески пытались осложнить обстановку. Начинаем мы что-то строить - тут как тут появляются соглядатаи: в летнее время катера и подлодки подходят к 12-мильной зоне, замерзает лёд - летающие лодки над нашими крышами кружат. Приходилось отпугивать их, как надоедливых комаров. Зенитная установка заставы давала сначала предупредительную очередь, а потом, как мы говорили, "бьём по тупой морде", и дымящаяся "Каталина" удаляется за горизонт. Об одном таком случае газета "Правда" написала как "о наглом облёте наших застав и применении советскими пограничниками оружия, после чего самолет удалился в сторону моря". Мы-то знали, в каком состоянии он удалился!"
         Сбивала советская авиация и вторгшиеся в воздушное пространство СССР самолеты США. В мае 1950 года бой развернулся в районе военного аэродрома Уэлькаль. В противоборстве сошлись два американских "Мустанга" и пара советских Ла-11. Потери были с той и другой стороны. У нас отличился капитан В.С. Ефремов.
         15 апреля 1953 года в районе пограничной заставы "Жупаново", на Камчатке, границу нарушил разведчик ВВС США RB-50. Два советских истребителя МиГ-15, вылетев на перехват самолета-нарушителя, попытались его посадить на ближайшем аэродроме. Экипаж RB-50 не подчинился и открыл огонь. Истребители сбили разведчика. Его экипаж считается пропавшим без вести.
         Аналогичный инцидент произошел 18 апреля 1955 года возле поселка Никольского. Над Командорскими островами барражировал самолет-разведчик ВМС США RB-47. Его заметили пограничники и сообщили ПВО. Самолет продолжал полет над островом, пока не появилась пара МиГ-15. Их пилотировали капитан Коротков и лейтенант Сажин. В ходе завязавшегося воздушного боя перехватчики сбили нарушителя. RB-47 упал в море, о судьбе экипажа американского самолета сведений так же нет. Очередной воздушный бой произошел над Беринговым проливом 23 июня 1955 года. Для перехвата вторгшегося в воздушное пространство СССР самолета ВМС США P2V-5 (Нептун) вылетел истребитель МиГ-15. Он подбил самолет-разведчик, пилот которого все-таки дотянул до родного аэродрома, но при посадке машина разбилась.


         Наглые одиночные и групповые полёты "стратоджетов" в советском небе продолжались вплоть до лета 1960 г.

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100