«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 96%

Фольклорный леший


         Образ лешего с последующими мифическими напластованиями выглядит совершенно сказочным. Это основа для суеверий и мистики. Можно ли увидеть в нем "зерна" реального персонажа? Вот как показан он в сводке Папюса.
         Крестьянин, желающий снискать милость лешего, должен в ночь перед Ивановым днем отправиться в лес и, найдя осину, срубить ее так, чтобы она вершиной упала на восточную сторону; на пне срубленной осины, став лицом на восток, он должен нагнуться и, глядя в отверстие, образовавшееся между ногами, говорить: "Дядя леший, покажись не серым волком, не черным вороном, не елью жаровою, покажись таким, каков я".
         Уверяют, что леший мужского и женского пола огромной величины; когда ходят они между травою, то становятся с нею равны, а когда бегают по лесам, сравниваются с их высотой. Кричат ужасно, хлопают в ладони и откликаются на голос, когда аукают. Ходящих по лесу людей обходят кругом, чем затмевают их память и принуждают заблуждаться до ночи, а потом уносят в свои жилища. Повисают они в лесах по деревьям. У поселян, работающих в лесу, просят пирога, а взявши, отходят и кричат ужасно "шел да нашел". Регулярно уносят малых ребят в свои подземные жилища и там их содержат, откуда некоторые освобождаются через несколько лет посредством пения молебнов, при условии, если они, будучи у лешего в гостях, ничего не ели. Лешие все косматые и великие охотники до женского пола. Уносимые ими ребята бывают по возвращении дики и насилу привыкают говорить и с людьми общаться. Некоторых лешие сами приносят на то место, откуда взяли. Если леший в лесу обойдет, и человек дорогу потеряет, то должен человек всю имеющуюся на нем одежду вывернуть и надеть наизнанку, и тогда пропадет обойдения сила, и человек найдет дорогу. Эти страшилища почитались у древних славян лесными богами.
         Вотяки называют лешего Алида и уверяют, что он живет в лесу. У него только одна нога, да и та навыворот, один большой глаз и превеликая титька, которую втискивает он людям в рот и тем их задушивает (Абевега русских суеверий).
         Итак, все довольно реалистично, за исключением некоторых, явно сказочных деталей. Интересно, что указанный эффект "обойдения" человека лешим, или "отвода глаз", после которого у людей нарушается память и способность к ориентированию, находит параллель в случаях современных встреч с реликтовыми гоминоидами. В криптозоологии существует мнение, что реликтовые гоминоиды обладают свойством гипнотического (суггестивного, то есть бессловесного) воздействия: они могут вызывать чувство панического, смертельного ужаса, могут как бы внезапно исчезать на глазах наблюдателя (кажущееся исчезновение); отмечены случаи заболеваний и гибели людей после этого специфического воздействия.
         Полезно сравнение образа лешего с образом мамонта. Мамонт официально признан наукой в качестве реального существа (что тоже было не сразу). Там, где он жил недавно, в легендах местных народов он выглядит максимально реалистичным по внешнему облику, поведению, биологии (у северных народностей); там же, где он исчез раньше, мамонт в легендах иображается совершенно фантастическим существом, мало похожим на исходный прототип (например, в Китае в легендах мамонт изображен под названием гигантской подземной мыши). Получается определенная шкала времени, вполне применимая к реликтовому гоминоиду, то есть лешему.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100