«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 92%

Башкирский шайтан


         Лешие смертны и человек может убить лешего. Происхождение шайтан - кудейского рода поясняют рассказом о том, как одному башкиру, вследствие его хитрости, удалось получить себе в жены молодую жену шайтана (черта, точнее, - шурали, лешего), от сожительства с которой у него появились дети.
         Итак, факты говорят о вполне реальных существах, и у всех народов они выглядят в принципе аналогично, до мельчайших, даже необычных деталей. И эти факты не противоречат нашим знаниям о приматах.

Что говорит мифологический словарь


         Сводка под названием "Мифологический словарь" дает непредвзятый взгляд на различную "нечисть" из фольклора разных народов, тем более, не рассматривает эти персонажи с криптобиологической точки зрения. И тем особенно ценна для криптобиологии. Потому что изложенные факты говорят за то, что у мифологических напластований в древности вполне могла быть реальная основа. Итак, слово словарю.
         Албасты (у турок, татар казанских, крымских, западносибирских, башкир, тувинцев, алтайцев, узбеков и др.). У западносибирских татар, также, - сары чэч (желтоволосая дева). Обычно уродливая женщина с длинными светлыми волосами и длинными грудями, закидывающимися за спину. Обитает возле рек и других водных источников и обычно является людям на берегу, расчесывая волосы. Казанские татары считали, что она иногда пьет кровь своей жертвы. Любит лошадей, ездит на них по ночам, заплетает гривы. Образ восходит к глубокой древности и имеет аналогии в мифологиях многих народов, в том числе шурале и су анасы у казанских татар, вуташ у чувашей, вирь-ава у мордвы, овда у марийцев, баба-яга у русских и др. Вопрос о происхождении образа недостаточно ясен. Одни исследователи считают персонажем тюркского происхождения. Другие связывают с традициями иранской мифологии. Можно предположить, что образ формировался в эпоху древнейших контактов этнических общностей индоевропейской и семитской языковых семей до их расселения на территории современного обитания.
         Арсури (у чувашей). Леший. Лицо черное, волосы длинные, сбивает людей с дороги, пугает жутким хохотом, издевается, щекоча и вырывая зубы, боится воды, любит ездить на лошадях (варман-тура - лесной бог), у казанских и западносибирских татар - урман иясе, хозяин леса, шурале.
         Щур (у славян) - отсюда слова "чур", "пращур" и т.п.
         Пицен (бичен) - у западносибирских татар. Леший. В виде обезьяны или человека, живет в заброшенных охотничьих избушках, любит лошадей, катается на них, путает гриву. В виде женщины может вступать в любовную связь с мужчиной.
         Йыш кеше (агач киши) - у тобольских и омских татар. Волосатые, неприятно пахнущие "лесные люди", которые завлекают путников в лес и женят их на себе.
         Баба-Яга - в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма. Живет в лесу, пожирает людей, слепая или с больными глазами, имеет огромные груди. Сходные персонажи известны в германской (Фрау Холле), греческой (Калипсо) и других мифологиях.
         Леший (лесовик, лешак, лисун, боровик) - у восточных славян. Хозяин леса, в звериной шкуре, может пугать людей своим смехом, увести ребенка, сбить с пути. Женский дух - лисунка, лешачиха: с длинными грудями, закинутыми за спину. Сходные образы известны у западных славян.
         Русалки (купалки, водяницы, лоскотухи и др.). У северных русских - косматые, безобразные женщины. Выходя из воды бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. В русальную неделю нельзя было купаться. Боятся полыни. Выпрашивают одежду.
         Водяной (водяной дедушка, водяной шут, водяник, водовик и др.). Облик мужчины с отдельными чертами животного. Безобразный старик, опутанный тиной, с бородой и зелеными усами. Женские духи - водяницы, русалки и др.
         Чёрт (чорт и др.) - злой дух славянской мифологии. Образ дохристианского происхождения. В фольклоре и народных картинках это антропоморфные существа, покрытые черной шерстью, с рогами, хвостами и копытами. В русской средневековой живописи облик отличается от человеческого остроголовостью или волосами, стоящими дыбом - шишом (отсюда - шиш, шишига). С запретом поминать их возникли эвфемизмы - лукавый, враг, шут, окаяшка, черный, немытик, анчутка, куцый, корнахвостик, лысой, пралик и др.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100