«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 88% |
Много интересной информации дает анализ фольклорных сведений, народные предания рисуют не мифических, сказочных, а вполне реальных существ человеко-обезьяноподобного облика. Кстати, фольклорная русалка близка к лешему и водяному, а "книжная" русалка с рыбьим хвостом и хрупкого телосложения далека от своего прототипа. Попробуем представить себе, каковы же они, лешие и водяные, в памяти народов Поволжья. Воспользуемся для этого книгой Д. Баянова "Леший по прозвищу "Обезьяна" (М., 1991).
Итак, у русских эти существа назывались лешими, водяными, русалками. Назывались также: болотники, моховики, лисунки, лесные девы и жены, водяные дедушки, водяные мужи и жены, гуделки и дугни, лесовики, лес, щекотуны, лобасты, шишиги, полудницы. Похожи на обезьян. Мохнатый, крупный, остроголовый (шиш, шишко, шишига). Темнокожий. Волосы растрепанные, длинные, на голове у самок распущенные, в основном русого или рыжего цвета. У водяного и русалок волосы зеленоватые, что можно объяснить попаданием в густую шерсть водных растений.
У самок огромные, длинные груди, которые могут закидываться за плечи. У нижегородской "водяной чертовки", по словам очевидца, "титьки большущие, до пупка висят". Между прочим, известно, что женщины австралийских аборигенов могут забрасывать свои груди за плечи.
Нечистые, с резким неприятным запахом, с эктопаразитами - "подпустил ему бес блошку и вошку".
"Леший нем, но голосист", то есть разговаривать не может, но способен громко кричать ("гуделки" и "дугни" - водяные). Лесовик или лес "укает": "Леший поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет". Любят скакать. Могут сидеть на колодах, пеньках, деревьях, качаться на ветвях. Могут бросаться камнями, палками. Любят мучить людей щекотаньем (помните, у В.С. Высоцкого - "защекочут до икоты и на дно уволокут").
"В Енотаевском уезде Астраханской губернии русалку называют лобаста. Глядь, ан за ериком (протоком) девка - знать лобаста - нагишом, чешет голову, а волосы-то длинные-предлинные, а тело-то лохматое-прелохматое; да как захохочет, да в ладоши ударит, - они и пуще того испугались: как бы не защекотала" (сообщение священника Виноградова, 1848 г.).
Традиционное место пребывания - болотистые местности, берега водоемов. Любят плескаться в воде, ловят рыбу и раков. "В тихом омуте черти водятся". В записях студентов Иркутского педагогического института, участников фольклорной экспедиции образ русалки-полудницы такой: "Обросшая женщина, косы по задницы, груди большие, красивая по себе, но только косматая и волосы будто бы на грудях есть". Студентка этого института передала рассказ своей матери о том, как дед ее видел сидевшую на дереве полудницу, которая при виде его прыгнула в воду.
Название "полудница" связывают со следующим: "В прежние времена русалок так много было, что они качались по веткам по лесам не только ночью, но даже и в полдень". Леший мог попасться в сеть-перевес. Они смертны, и их иногда убивали люди. Подходят иногда греться к кострам, но прячут при этом морду, видимо, от света и жара. Приходят греться к очагам, в бани и овины. Записаны свидетельства: "Гляжу, а она (русалка) пришла, вся во льду, да и легла на теплину"; "леший, весь замерзший, в сосульках, пришел в овин отогреваться и залил весь огонь". Могут есть кур, рыбу, раков, пить молоко, есть дикие плоды, человеческую пищу. Глаза ярко блестят в темноте. Иногда играет с человеческими детьми, иногда похищает их.
"Девиц и молодых женщин русалки не любят и, когда увидят какую в лесу, нападают на нее, срывают одежду и ветвями прогоняют из леса... Кроме враждебных нападений, при которых беспощадно преследуются люди всех возрастов, известны еще заигрывания русалок... Эти заигрывания, менее враждебные и не столь опасные, больше всего приходятся на молодых мужчин, особенно парней, сношение с которыми не только ново, но и заманчиво для русалок". Среди оберегов от приставания назойливых русалок излюбленным является иголка или булавка: единственным надежным средством спасения от русалок служит укол хотя бы одной из них иголкою или булавкою, тогда весь скоп русалок с воплем кидается в воду, где еще долго раздаются их голоса.
В материалах Русского географического общества имеется много сведений о русалках. Свидетельские указания собраны, в основном, в середине 19-го века. В Казанской губернии считали, что во время русальной недели по полям блуждают нагие существа женского пола с длинными волосами, нападают, умерщвляют щекотанием. То же - в Калужской губернии, где рассказывают о русалках, которые на духовской неделе бегают во ржи, качаются на деревьях. Аналогичные сведения записаны в Астраханской, Пермской, Калужской, Пензенской губернии и др. П.И. Мельников (А. Печерский), описывая леса на берегах левого берега Волги, в ее верховьях, сообщает о различной "нечисти" типа леших, которая живет по очень точному календарю - это говорит о длительности наблюдений за ними со стороны местных жителей-крестьян. Из Калужской губернии сообщили, что "леший живет во всяком большом лесу"; там же "шел по лесу мужик, а оне за ним турятся, все голые, растрепанные. Сотворил молитву... Русалки заголосили и убежали в лес". Разновидностью русалок в некоторых местах, например, в Калужской области, считались опасные "святочницы". Они некрасивы, с ног до головы покрыты волосами, говорить не могут, только поют без слов и пляшут; местоприбывание их - бани и неосвященные избы; бытовала быличка о том, как девки в бане встретили святочниц, которые набросились на них и стали "колупать", спаслись они тем, что рассыпали по снегу бусы, чем заинтересовали святочниц. У мордвы издавна известны свои лешие - дячка и вирява. "Перевелась ныне эта погань, - говорит информатор из Пензенской губернии, - вот деды рассказывают, что в те поры, когда и лесов было больше и болот с трясинами, так и не ходи лучше ночью в лес, повстречает тебя дрянь-то, да и все тут".
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||