«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 14%


         Был еще один очень яркий период, который предшествовал и именьковцам, и болгарам. Это период, когда здесь впервые началась жизнь оседлого населения. Надо сказать, что большая часть нижнего и среднего Поволжья была занята кочевыми племенами. И вот, в условиях окружения кочевых племен, появление здесь оседлого населения четко формировало обыденную культуру совершенно другого типа. Это тоже накладывало отпечаток на представления о мире и мифотворчество местного населения. Постепенно кочевые племена ушли. Считается, что их сдвинули в сторону Кавказа. А вот оседлое население было носителем и хранителем той культуры, которую можно было передавать от одного поколения к другому.
         Был и еще один яркий период в культуре - это период разбойного времени, когда на Самарской Луке существовало четкое распределение труда по разбойному промыслу. Фактически все население занималось разбойным промыслом. Одни были нападающими (т.е. непосредственно разбойниками), другие шили для них одежду, третьи выращивали хлеб и скотину. В целом, это была достаточно слаженная система. Этот период также оставил на мифах, на обыденных представлениях местного населения очень много отпечатков. Они ярко проявляются и в современном мифотворчестве, потому что с исторической точки зрения происходили не очень давно.
         Разбойный быт практически в несколько лет был полностью ликвидирован благодаря "мирной агрессии" русского государства, которое достигло высокого технического уровня. Например, на Волге стали плавать не деревянные, а железные суда. Их невозможно было грабить, и местному самаролукскому населению пришлось заниматься другим делом, а значит, возникла и другая культура.
         Большинство населения Самарской Луки после разбойного времени стало заниматься крестьянским трудом. Было только одно необычное село, где крестьянским трудом никогда не занимались, это Рабочее село.
         Все предыдущие культуры, которые существовали на этой территории, они достаточно легко поддавались на агрессивные влияния сторонних сил. Хотя, может быть, я четкую линию не сумел здесь провести от культуры к культуре, но мне бы хотелось обратить ваше внимание вот на какое обстоятельство. В современном мире на всем земном шаре самой агрессивной является городская культура, которая поглощает (буквально пожирает) традиционную культуру.
         В основном, население идет жить в города. Городское население становится все более мощным фактором нашей жизни на планете. И именно городская культура ведет к тому, что традиционные мифологические представления о мире и о быте становятся однообразными. Это самое страшное, что может быть в любой системе. Дело в том, что любая система только тогда живет, развивается и процветает, когда она разнообразна.
         Если города, и в частности, Тольятти, не сформируют концепцию формирования разнообразия культуры (т.е. будем просто поддаваться тому, что нам навязывает жизнь - моноизации культурной жизни), то нам придется пережить - может быть, даже на глазах сегодняшнего поколения людей, еще одну коренную ломку и смену традиционной культуры. Формирование программ по развитию традиционной культуры может дать возможность сохранить то, что еще донесло до нас время.
         Что же касается аномальных явлений, то самым распространенным явлением, которое знают все жители Самарской Луки (подчеркиваю, что в значительно большем количестве, чем упоминавшиеся 10%), являются летающие шары. Летающие огненные шары на Самарской Луке - это обычное событие для любого жителя, который даже не пытается показать, что он что-то смыслит в уфологии. Даже может вообще не знать, что есть такая наука. Поэтому они не заинтересованы как-то себя возвеличивать передо мной, когда я веду опросы местного населения. На Самарской Луке я не нашел таких сел, где было бы неизвестно и непонятно это явление.
         Имеется насколько устоявшихся названий таких шаров. Чаще всего русские называли такой шар летуном (или лятуном, в зависимости от того, из какой части России русские пришли на Самарскую Луку). Мордва (мокша) также четко определяет летающие шары, называя их словом "эйвсь". Наполнение мифологического содержания этого летающего шара везде достаточно четкое и в какой-то степени традиционно и для других территорий России. Это представление о том, что летающий шар - это обязательно дьявол в образе недавно умершего человека. Чем больше страдают родственники о недавно умершем человеке, тем более вероятно придет в этот дом эйвсь. Таково функциональное наполнение этой идеи.
         Людей, которые не слыхали бы об этом явлении, я не нашел. Практически у любого жителя Самарской Луки все родственники (чуть ли не каждый) видели такое явление. Есть еще одна вещь, которая пока не обыгрывалась с точки зрения уфологии. Это появление т.н. шишиг на Самарской Луке. Шишиги есть не только на Самарской Луке, а во многих других местах Центральной России. Но все люди, которые рассказывали мне о шишигах, они обязательно подчеркивают: "Вот я сейчас тебе рассказывал сказку, побасенку..." (Есть много форм у народного фольклора). Но как только разговор начинается о шишигах, рассказчик подчеркивает: "...а это я уже тебе говорю правду".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100