«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 2%

Падения в стиле base to final


         Ночью 3 июля 2001 года заходил на посадку Ту-154М с бортовым именем "Уссурийск". В ОАО "Владивосток Авиа" было шесть таких лайнеров. Один из них совершал перелет по привычному маршруту "Екатеринбург-Иркутск-Владивосток". Рейс ДД 352 выполняется с 19 июня по 27 октября 2001 года. На маршруте есть два отрезка. Полет по трассе "Иркутск-Владивосток" занимает на 10 минут больше (3 часа 50 минут), чем отрезок между Екатеринбургом и Иркутском. Пассажиры покидают Екатеринбург в 19:20 по Москве. При обычной продолжительности полета в 3 часа 40 минут, ночной Иркутск им становится доступным в половине третьего по местному часовому поясу.
         Кроме 9 членов экипажа не спали 49 пассажиров, летевших до Иркутска (повторимся, что для остальных это была лишь остановка на пути в Приморье). При заходе на посадку где-то на высоте 850 метров самолет выполнял третий разворот. Оставался еще один заход, два предыдущих прошли без сучка и задоринки. Ничего не предвещало трагедии. Связь с наземными службами проходила в обычном режиме, позже служители аэропорта вспомнят: "голос пилота был радостным". Сложности в проведении обычного поворота base to final при крутой глиссаде захода вызваны особенностями местности. Во-первых, злополучный аэродром возвышается на 600 метров от уровня моря. Во-вторых, близость огромного холодного Байкала вызывает сильные воздушные потоки, способные значительно осложнить посадку.
         Трехминутные неприятности начались после выпуска закрылок. Уподобляясь дракону из металла, огромный и тяжелый самолет норовил выйти из-под управления. В нештатной ситуации командир экипажа Валентин Гончарук, штурман Николай Сакрытин и бортинженер Юрий Степанов обязаны были сделать все возможное для сохранения борта. Прежде всего, связаться с наземными службами. Но с какого-то момента пошло нарастающее нарушение всех существующих инструкций. Как вдруг второй пилот Сергей Диденко взял управление на себя, чтобы неотвратимо падающий Ту-154 все-таки отвести от четко просматриваемых ночных огней поселка Бурдаковка. Члены экипажа Сакрытин и Степанов обменялись между собой несколькими матерными выражениями. Но мы никогда не узнаем, чем был вызван выкрик второго пилота: "Что ты наделал?" Ошибкой в управлении или неадекватной реакцией на аварию? Поведением командира экипажа или бездействием бортинженера? Появлением постороннего в кабине?
         Бортпроводники Ольга Белозерова, Анна Бирюкова, Евгения Исаева, Елена Куликова и Виктор Морозов так и не успели обратиться к 135 пассажирам с привычными успокоительными словами. Хотя в них особо нуждались дети. Всего по документам числилось шесть детей. Но не регистрируются грудные младенцы. Наверняка, на борту были два-три незарегистрированных ребенка.
         Неожиданно самолет развернуло на 180 градусов. Между появлением первых признаков пожара и мощным взрывом прошли считанные секунды. Кабина пилотов смотрела на свинцовую полоску Байкала, когда Ту-154 упал на поляну среди густого нехоженого леса. На мокрое от вчерашнего дождя поле размером полкилометра на 600 метров. Таким образом, от гибели были спасены дачники и обитатели частных одноэтажных построек из окрестных поселков. В 34 км от Иркутска авиалайнер с синими буквами "ВА" падал почти вертикально при небольшом отклонении влево. Самолет летел с выпущенными шасси, но почти не цеплялся за верхушки высоких деревьев. Точнее сказать, рухнул вблизи автотрассы, ведущей в областной центр. Коснувшись земли левым крылом, средняя часть салона ударилась о кочки с гулким стуком. Вслед за тем повторно вспыхнул пожар. Самолет упал плашмя. Агрессивное пламя охватило обломки на необъяснимо малом радиусе разброса. Обычно при авиакатастрофах обломки разлетаются далеко по округе. На этот раз еще в воздухе корпус развалился на три неравные части. На мокрой земле языки пламени перекидывались с рассыпавшихся кресел на мертвые тела. Облако едкого синего дыма поднялось над деревьями, по лесу пошла волна запаха горелой человеческой плоти.
         Самолет упал в 21:10 по московскому времени. По местному - 2:10. В этот момент с радара попросту пропала отметка пассажирского авиалайнера. Понадобилось несколько минут для уточнения: это не технический сбой в аппаратуре слежения. Знак трагедии. В век Интернета понадобилось целых 20 минут, чтобы весть о гибели людей раскинула черные крылья от Приморья до Москвы (от пожарища до Москвы 4.200 километров). Ровно в 21:30 о ЧП в Кремле узнал Владимир Путин. Поначалу Президент России не мог поверить в то, что в живых не осталось ни одного человека. В полночь В.Путин покинул рабочий кабинет. Когда президентский лимузин проезжал через ярко освещенные ворота Кремля, на заднем сидении лежала тонкая черная папка с полным списком погибших (135+9). Снова и снова руководителю России следовало возобновить в памяти технические данные по самому распространенному гражданскому самолету внутренних авиалиний России.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100