«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 16% |
Есть в казахском генеалогическом древе род, резко отличающийся от своих кочевых соплеменников. Он называется жахаим. Его представителям не было нужды перебираться с места на место в поисках плодородных пастбищ - их кормил Арал. Казахи этого рода жили на его берегах с XIV века, и только аральская трагедия разметала их по городам и весям. Но даже оплакав море, образ жизни изменить они не смогли - и расселились в местах, где была возможность заняться привычным делом. Память о трагедии начала 80-х, когда вода ушла, казалось, уже насовсем, люди рода жахаим сохранили в легендах - как о бедах прошлых веков.
Один из жителей Аральска, старый рыбак, сказал тогда сыну: "Сынок, когда вырастешь и станешь большим человеком, помоги людям выжить..." - рассказывает одну из таких легенд "Огоньку" 72-летний Сейтжан Досжанов, перебравшийся из Аральска в Алма-Ату. Мальчик и в самом деле стал большим человеком - руководителем совхоза под Алма-Атой, возле водохранилища Капчагай. И в 83-м году перевез туда сто рыбацких семей из Аральска. Но прижиться на новом месте смогли не все. Многие вернулись...
Сам Сейтжан Досжанов увез из Аральска семью, когда его младшему сыну, Бекнуру, было 10 лет. Они не вернулись. Бекнуру теперь за 30, но для него море ушло как будто вчера. "Однажды пришел к берегу, где я, первоклашка, купался еще год назад - а море исчезло, говорит о. Я очень хорошо помню детскую обиду и недоумение".
У взрослых недоумения не было. А вот обида была.
Еще мой отец рассказывал,продолжает Сейтжан Кисикович, как в 21-м году пришло в совет аральских рыбаков наркому Медетбаеву письмо от самого Ленина с просьбой помочь голодающим Поволжья. Люди откликнулись: они работали по 24 часа в сутки и отправили в Поволжье 17 вагонов с рыбой! В войну, я тогда мальчишкой был, тоже всю рыбу отправляли на фронт, сами ее и не видели. Взамен муку давали - но никто не жаловался... А когда пришла беда на Арал, кто помог нам?
Слова старика полны горечи. Он, как и тысячи других аральцев, имеет все основания упрекать советских руководителей в числе прочего и в том, что старость ему придется провести вдали от места, где жили его деды и прадеды. Просто в 85-м отец шестерых детей понял, что оставаться в Аральске больше нельзя - иначе на будущем сыновей и дочерей придется поставить крест. И дело было не только в отсутствии перспектив: климат в Приаралье ухудшался с каждым годом, и в геометрической прогрессии росло количество хронических заболеваний.
Рыбаки-жахаимы разъехались - кто на Капчагай, кто на озеро Балхаш, кто к Каспийскому морю.
В Северном море я купался, в Голландии. В Черном, в Каспийском - не такие они. Колючие, неприветливые. А Арал - он мягкий. Уютный... Сейтжан Кисикович старательно подбирает слова, чтобы сказать про море, как про близкого человека. Ведь к нам в Аральск летом ехали тысячами, со всего Союза. Один раз приедут - и каждый год возвращаются. Вот, посмотрите, друг мой, Альберт Ильич Иегуда - знаменитейший в Москве портной был, все политбюро обшивал. А каждый год в гости к нам приезжал - в Арале искупаться...
Он бережно перебирает старые фотографии - и перед глазами, как в ускоренной съемке, проходит история Арала. Вот большая компания расположилась на берегу, а у самой кромки моря резвятся ребятишки. Вот сам Сейтжан, крепкий мужчина, по колено в воде, а на заднем плане - большой белый пароход. Не его ли останки стали символом смерти Арала?
Уехал бы я, чтобы похоронили меня в родных местах, да куда ж теперь, подводит черту Сейтжан. Дети все здесь осели, сын вот дом построил... Но все равно - езжу в Аральск, пока силы есть. А есть и такие, что возвращаются...
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||