«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 42% |
Первые попытки объяснения вихревых эффектов появились в трудах основоположника вихревой теории винта Николая Жуковского еще в начале XIX века. В СССР исследованиями вихревого эффекта занимались в основном прикладники. Профессор Одесского технологического института пищевого и холодильного оборудования Владимир Мартыновский рассчитал и запатентовал термодинамический цикл для воздушных вихревых холодильных машин, получивший в мире название "russian cycle". Но основной вклад в развитие основ теории этих эффектов внес профессор Куйбышевского авиационного института (ныне Самарский государственный авиакосмический университет - СГАУ) Александр Меркулов. Созданная им в конце 50-х Отраслевая научно-исследовательская лаборатория N9 тепловых двигателей и холодильных машин (ОНИЛ-9 Министерства авиационной промышленности) провела огромный объем теоретических и экспериментальных исследований вихревого эффекта. При этом было разработано несколько видов машин. По воспоминаниям ученика Меркулова, профессора кафедры теплотехники и тепловых двигателей СГАУ Владимира Бирюка, именно в Куйбышевском авиационном институте были получены первые данные, касающиеся физической сути этого явления. Авторитет института в изучении вихревых потоков был настолько высок, что в начале 60-х американцы, интересовавшиеся природой разрушительных торнадо, попросили у него помощи в проектировании для Принстонского университета вихревой установки, работающей на эффекте Ранка-Хилша.
Меркулов добился увеличения эффекта охлаждения в вихревой трубке почти в два с половиной раза (сейчас разница между теплым и холодным потоками превышает 100 градусов). Подобные установки до сих пор работают в авиационных КБ и на заводах, используя воздух из обычных пневмосистем. Но власти обратили внимание на работы куйбышевской ОНИЛ-9 только после чернобыльской катастрофы. В меркуловской лаборатории использовали эффект вихревого всасывания, подмеченного Хилшем, для создания моющих машин большой мощности. В них всасываемая в вихрь грязь отбрасывалась во внешние слои искусственного циклона и собиралась затем в герметичную емкость. При дезактивации зараженной территории и оборудования было использовано более ста таких машин, отмывших сотни квадратных километров загрязненных поверхностей. Кстати, подобный эффект используется и в вихревых эжекторах-насадках на глушитель автомобиля. В периферийных горячих слоях вихревого потока лучше сжигаются вредные примеси, а за счет низкого давления в центре потока снижается противодавление выбросу из цилиндров, а значит, эффективнее сгорает топливо, в результате чего расход его уменьшается на 10-15%.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||