«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 76%

Иностранцы о России. Народный характер. Благочестие

Нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа


         Благой обычай и счастье народное - соблюдать святые бдения, и посещать заутрени, и обязательно бывать при святой литургии, мало спать и рано вставать, поздно есть, смирять тело множеством поклонов и постов. Это - наиглавнейшая причина сохранности сего королевства. Это действительно истинная и высшая твердыня.
         Крижанич Юрий (ок. 1618-1683) - хорватский писатель, жил в России в 1661-1676 гг.

* * *


         Во время осмотра монастыря больше всего поразила меня набожность моего проводника. С необыкновенным жаром прикладывался он лбом и губами ко всем предметам, выставленным на почитание верующим. Между тем, судя по его салонным разговорам, я никогда бы не мог заподозрить в нем такого монашеского благочестия. Кончилось тем, что он предложил мне последовать его примеру и облобызать мощи святого, которого раку открыл нам монах. Раз пятьдесят он успел перекреститься и перецеловал двадцать с лишним икон и прочих реликвий. У нас ни одному монаху не пришло бы в голову проделать такое количество земных поклонов, коленопреклонений, крестных знамений и т. п., сколько их умудрился сделать этот русский князь, бывший адъютант Императора Александра.
         Кюстин Астольф де (1790-1857) - маркиз, французский писатель

* * *


         Все дела и занятия Московского Государя обыкновенно начинаются призыванием Святой Троицы, и притом с удивительнейшим благочестием.
         Кобенцель Иоанн - австрийский дипломат, посол императора Максимилиана II, ХVI в.

* * *


         Москвитяне в делах веры более нас преданы обрядам: никогда не забывают они перед монастырем, церковью или же перед изображением святого Креста стать на колени и трижды оградить себя знамением креста, произнося: "Господи, помилуй".
         Кобенцель Иоанн - австрийский дипломат, посол императора Максимилиана II, ХVI в.

* * *


         В каждом жилом доме на почетном месте у них находятся образа святых. Когда один из них приходит к другому, он тотчас обнажает голову и оглядывается кругом, ища, где образ. Увидев его, он трижды осеняет себя крестным знамением и, наклоняя голову, говорит: "Господи, помилуй!" Затем он приветствует хозяина такими словами: "Дай Бог здоровья". Потом они протягивают друг другу руки, целуются и кланяются, причем один все время смотрит на другого, чтобы видеть, кто из них ниже поклонился и согнулся, ибо никто не хочет уступить другому в вежливости.
         Герберштейн Сигизмунд (1486-1566) - австрийский дипломат, императорский посол в России в 1516-1517 и в 1525-1526 гг.

* * *


         Когда русский отправляется к другому в дом или комнату, он сначала воздает честь Богу и произносит свое: "Господи, помилуй". Только после этого он начинает говорить с людьми. В дом он входит, как немой, ни на кого не обращая внимания, хотя бы даже десять и более человек находились в помещении. Он прежде всего обращается к иконе.
         Олеарий Адам (ок. 1599-1671) - немецкий ученый и путешественник

* * *


         В 9 часов утра меня посетил комендант. Войдя в комнату, как он сам, так и бывшие при нем русские огляделись вокруг, чтобы отыскать на стене образ, и когда увидели его, перекрестились на него и поклонились, затем комендант поздоровался со мной. По всей России в обычае, чтобы в комнатах, в углу, обращенном к свету, непременно висело по одному или по нескольку образов, на которые входящий, не обращая внимания на присутствующих, как бы знатны они ни были, три раза крестится и кланяется и тогда уж приветствует и кланяется сперва почетнейшему из находящихся в комнате, затем остальным, каждому особо.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100