«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 67%


         С именем Сусанина связано село Домнино, стоящее в семи верстах от Молвитина. Здесь, между прочим, о народном герое помнят. Причем помнят не как о каком-то историческом персонаже, а как о хоть и давно помершем, но почти знакомом соседе.
         В Костроме Ивану Сусанину стоит памятник на главной площади. Прежде памятник был классической иллюстрацией на тему "Жизнь за царя". На высокой колонне был изображен Михаил Романов, а у ее подножия - коленопреклоненный Сусанин. Но в советское время царя убрали, а Сусанина сильно увеличили. От былого памятника остались одни воспоминания - на фотографиях, чашках, ковриках и прочих сувенирных изделиях. Но сейчас в Костроме, несмотря на "торжество демократии", царей любят. В Ипатьевском монастыре в палатах бояр Романовых помещается выставка, посвященная последним годам правления императора Николая II. В художественном музее - бывшем Дворянском собрании - целый зал увешан портретами русских царей.

Свидетельствует искусство


         Осталось поговорить о картине Саврасова "Грачи прилетели".

Портрет Саврасова работы В.Г.Перова


         Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897), русский художник-передвижник - один из родоначальников русского реалистического пейзажа, передал поэтическую красоту и значительность обыденных городских и сельских мотивов. Картину "Грачи прилетели" он создал в 1871 г.
         На Волге в 1871 г. мастер создает этюды к ряду лучших своих работ (Печерский монастырь под Нижним Новгородом, Художественный музей, Нижний Новгород), в том числе к знаменитой картине "Грачи прилетели" (Третьяковская галерея), ставшей самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России.


         Этюдная работа над "Грачами" шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и старая церквушка на фоне стылых дальних лугов, - все это сплавилось в образе удивительно проникновенном и лирическом. Именно тут "настроение" - как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, - окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал И. Н. Крамской, заметив (в письме Ф. А. Васильеву, 1871) о других пейзажах на выставке: "Все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в "Грачах".
         Однако в поздний период мастер ушел с большой художественной сцены: испытывая огромную нужду, он жил в основном за счет копий с прежних своих работ, в том числе "Грачей". Существовало по меньшей степени 50 копий этого мирового шедевра, которые художник воспроизводил фотографически! Воистину что-то в этой приволжской аномальной зоне поразило его!
         Неяркий и тонкий колорит, построенный на мягких сочетаниях серых, коричневых, белых и голубых тонов, передает перламутровую нежность весенних красок. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Снег долго лежит на полях, коченеют на ветру деревья, и вдруг все наполняется легким трепетом жизни, радостным гомоном птиц. Белоствольные березки тонкими ветвями устремляются к легким облакам, голубеющему небу, под теплым дуновением ветра розовеют и набухают почки, шумные грачи вьют гнезда. Воздух весенний, легкий, прозрачный и ясно видны высокая каменная церквушка с шатровой колокольней и широкие просторы полей с рекой вдалеке.
         "Какая простота! - писал ученик Саврасова И. И. Левитан. - Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу". Никто до Саврасова не мог так глубоко и поэтично раскрыть красоту и лиричность русского пейзажа. Картина "Грачи прилетели" способствовала успеху Первой передвижной выставки. С тех пор Саврасов прочно связал свою творческую деятельность с Товариществом передвижных выставок.
         Умер А. К. Саврасов в Москве 26 сентября (8 октября) 1897 г. Его ученик И. И. Левитан писал: "Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов, с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле. Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100