«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 75% |
Исследовав эволюцию сектантства в России, автор делает вывод о возможности исторической периодизации этого процесса, выделяя семь периодов:
1) до X в. н.э. (существовали только языческие, сатанинские секты);
2) XI в. - первая половина XVII в. (появились христианские еретические учения и как следствие - религиозные организации, объединяющие еретиков и язычников - христианские и псевдохристианские секты - стригольники, жидовствующие);
3) вторая половина XVII в. - первая половина XVII в. (появление старообрядческих сект разного толка, иностранных христианских и псевдохристианских сект, псевдохристианских сект отечественного происхождения - хлысты, скопцы, субботники);
4) вторая половина XVIII в. - первая половина XIX в. (появление новых псевдохристианских сект отечественного происхождения - духоборы, молокане);
5) вторая половина XIX в. - конец XIX в. (активное развитие и распространение протестантских сект зарубежного происхождения);
6) начало XX в. (1917 г.) - конец XX в. (1985 г.) - советский период (активное развитие сектантства при поддержке государства в первые годы советской власти, а затем преследование и репрессии в отношении представителей сект любых направлений);
7) с 1985 г. - начало XXI в. (активная экспансия иностранных сект разных направлений, развитие отечественных неоязыческих, сатанинских сект).
Рассматривая развитие сектантства в период становления на Руси (X в. - XII в.) в качестве государственной религии - православного христианства, следует, как считает автор, избегать ошибки отождествления с сектами всех еретических (с точки зрения Русской Православной Церкви) учений и организаций, их пропагандирующих.
Стремительному развитию сектантства в начале XX века способствовали, по мнению автора, революции 1905 и 1917 годов. Свободы, дарованные в 1905 г. царским режимом, а затем в 1917 г. и советской властью, использующей финансовый и людской потенциал сект, а также "ненависть сектантской России к православию" /8/, позволили большинству сект активно участвовать в общественно-политической жизни России. Взаимно выгодное сотрудничество сектантов и большевиков в эпоху гражданской войны отмечают многие исследователи (например, израильский социолог И. Агурский). Советский исследователь религиозного сектантства А.И. Клибанов высказывал мнение об идеологической связи сектантства с коммунистическим движением, называя секты "коммунистическими образованиями", чьи "коммунистические стремления облеклись в силу исторических условий в религиозную форму".
Во время Великой Отечественной войны представители сект в большинстве своём не желали брать в руки оружие. Однако, были и те, кто осуществлял пропаганду среди верующих по мобилизации сил сопротивления. Сталин, учитывая деятельность сектантов внутри страны, в годы репрессий приравнял их к "врагам народа" (8 апреля 1929 г. принято постановление ВЦИК РСФСР "О религиозных объединениях" /9/); но с 1942 г. решил использовать потенциал сектантов, которые активно выступали за борьбу с фашизмом.
После окончания Великой Отечественной войны большинство общин различных сект действовали официально. Однако в 1954 г. ЦК КПСС принял два постановления: по вопросам научно-атеистической пропаганды. С этого момента "сектантство стало рассматриваться как наиболее вредное проявление религии и подверглось самым жёстким преследованиям" /10/. Это было обусловлено, как считает автор, тем, что материальный и моральный потенциал сект перестал быть нужным существующему режиму, сотрудничество с сектантами стало идеологически невыгодно.
Анализируя исторические факты эволюции сектантства, автор делает вывод о том, что этот феномен никогда не был локальным - присущим только одной стране или социальной группе. Россия не является в этом случае исключением: как в любом другом государственном образовании на протяжении всей истории существования нашей страны можно наблюдать появление и развитие (во все исторические периоды) групп и объединений, использующих для обеспечения своего существования и деятельности методы контроля и деформации сознания, преследующих тайные (неизвестные рядовым членам организации) цели, в основе которых желание использовать духовный и материальный потенциал личности в узкогрупповых интересах.
Современный этап развития сектантства в России сектанты называют "золотым", а исследователи справедливо, по мнению автора, сравнивают стремительное развитие сектантства с "эпидемией". Ещё в начале XX века великий русский мыслитель И.А. Ильин справедливо, по мнению автора, утверждал, что после "расчленения России", в неё "будут вливаться социальные и моральные отбросы всех стран", в том числе и различного рода "миссионеры" /11/. Современное российское сектантство, как считает автор, главным образом представлено религиозными, псевдорелигиозными, неоязыческими, псевдохристианскими, сатанинскими сектами, которые в большинстве своем являются тоталитарными и синкретическими.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||