Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

Сектантство как социальный феномен

(Исследование в среде осуждённых к лишению свободы)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук (религио-ведение)

http://www.portal-credo.ru

Автор: А. В. Тонконогов

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования


         Процессы, происходящие в современной России, сложившаяся социально-политическая, экономическая, духовно-нравственная ситуация, неспособность во многих случаях государственных структур решать поставленные перед ними задачи, способствуют поляризации и дифференциации общества, его расслоению, делению на социальные группы разной, в том числе деструктивной направленности. В таких группах, в основном декларирующих приверженность идейно привлекательным традициям и поиску новаций во всех сферах социальной жизни, личность стремится найти защиту от всего негативного, что её окружает в обществе, при этом, пытаясь реализовать своё стремление к идентификации и самосовершенствованию.
         Развитие сектантства - это объективный процесс, связанный с духовными и материальными интересами и потребностями людей. Кризис в духовной жизни общества, вакуум в идеологии и отсутствие общегосударственной национальной идеи ведёт не только к росту преступности, но и деградации общественных институтов и личности. Этот вакуум стремятся заполнить представители различных сект, которые получили широкое распространение в России в последние годы.
         Вместе с тем, сектантство - это сложный и противоречивый, уникальный социальный феномен. С одной стороны - не вызывает сомнений, что социальная напряженность в современном мире вызвана, в том числе и деятельностью организаций и групп, являющихся сектами. Подтверждает это факт создания "талибами" (представителями одной из сект, отколовшейся от традиционного ислама) в конце XX века в Афганистане варварского государства, а также попытка создания подобного государства в Чеченской республике "ваххабитами". Ваххабизм /1/ является одним из основных источников распространения терроризма на Северном Кавказе. Советом муфтиев Европейской части России в 2001 г. /2/ было сделано официальное заявление, в котором осуждались все виды экстремизма и терроризма, в том числе и в форме ваххабизма (цифрами в слэшах - /1/ - отмечены примечания, которые приведены в конце текста).
         Примером социально опасной деятельности сект является также организация газовой атаки в токийском метро в марте 1995 г. и других терактов представителями секты АУМ Синрикё, именующих себя "буддийской общиной". По этому поводу Джампа Тинлея (духовный представитель Далай-Ламы в России, Калмыкии, Бурятии и Монголии) выразил мнение представителей буддизма: "...эта секта на сто процентов не принадлежит к буддийской традиции" /3/.
         С другой стороны, некоторые исследователи (в частности, С. Франк и Г. Арнольд) высказывают мысль о том, что в определённые исторические периоды социальной эволюции, секты выполняют в обществе позитивную роль. Например, секты, возникшие в Европе в период Реформации, выполняли, по их мнению, функцию генераторов прогрессивных идей, способствовавших формированию нового общественно-экономического строя - капитализма, и как следствие оказали положительное влияние на стремительное развитие науки и искусства.
         К сожалению, на данный момент научно не достаточно изучены вопросы исторического развития сектантства как уникального социального феномена, а также проблемы выявления, предупреждения и пресечения преступлений, совершаемых адептами сект и иных преступлений, связанных с деятельностью сект. Можно констатировать недооценку, как в России, так и во всём мире той угрозы, которую представляют собой для национальной безопасности социально опасные формы сектантства.
         В связи с этим актуальность темы диссертационного исследования объясняется следующим:


         - необходимостью изучения состояния и динамики развития феномена сектантства в мировом социуме и в России;


         - необходимостью выработки критериев дифференцированного подхода к сектантству как сложному, уникальному социальному феномену и разным формам его проявления;


         - необходимостью выработки единой системы, комплекса мер по профилактике социально опасных форм сектантства, выявления, предупреждения, пресечения преступлений, совершаемых адептами4 сект, в том числе в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100