«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 39%

Шаманские предания


         Перед высадкой на священный мыс мы заехали посоветоваться о правилах посещения этого места к ольхонскому шаману Валентину Хагдаеву, получившему пятое посвящение, и знавшего как никто другой местные древние шаманские предания. Вспоминая слышанное им ранее от стариков, он стал рассказывать:
         "Много тысяч лет назад память о событиях в этих местах ушла в область степных преданий. В этом месте захоронен Ухэр-нойон, владыка Северного Байкала, отец семи ветров от мыса Рытый до северной оконечности Байкала. Ухэр-нойон вместе с сыновьями жил в ущелье. Это место было всегда особо почитаемо, грозно и опасно. Вибрации мыслеформ в этой местности проявляют себя до сих пор наиболее зримо, чем где-либо. На горьком опыте сотен поколений людей, когда люди внезапно умирали от посещения этого места, был объявлен запрет входить в ущелье. Этот запрет соблюдается и сейчас. Ни один бурят не войдет в это ущелье по собственной воле. Когда два бурятских охотника соблазнились обилием белки и соболя в ущелье и, нарушив запрет, вошли в ущелье, через год оба они умерли.
         Ольхонские старики говорили мне 30 лет назад, что в этом месте сходилась граница территорий между землями охотничьими, пахотными и для выпаса скота и лошадей. Из-за давнего спора за владение землями мыса однажды разгорелся спор о шаманской силе между эвенкийским, якутским и бурятскими родами. На великую битву от каждого рода вышло по шаману и богатырю. Шаманы заявили, чтобы нам биться с молниями, нам нужны скалы с расщелинами без деревьев, и удалились в ущелье. Богатыри, сказали, чтобы нам разминаться, нам нужна просторная земля без растений, и остались на равнине мыса. Началась великая битва, продолжавшаяся ни одни сутки, однако в этой схватке, так никто никого и не одолел. После битвы трех шаманов и трех богатырей это место стало проклятым. Битва разбудила дух, захороненного здесь, Ухэр-нойона, и на плодородную равнину скатился ужасный сель, перемешав всю землю огромными камнями.
         Раньше была традиция через каждые три года ходить на мыс для проведения специального обряда жертвоприношения духу Ухэр-нойона, чтобы он смилостивился. В центре мыса было священное дерево, а на входе в ущелье святилище. Только шаману дозволялось доходить до святилища. Шаманы молились черной ночью, на перевернутом черном котле. Но преемственность этой традиции была нарушена, и теперь дух мстит всем людям, посещающим местность, где захоронено его тело. Не знаю, сохранилось ли святилище до наших дней. Уже давно там никто не был. Если пойдете туда, сойдя на берег, обязательно упадите на правое колено - это обряд почитания. Сварите кусок баранины, чтобы распространился ароматный запах. Мясо можете съесть, но кости не выбрасывайте, а сожгите их, разложив по форме тела. Если нет барана, произносите мысленно: "Мы на земле ваших обычаев, делаем жертвоприношение, чем есть. Извиняемся. Прости нас непосвященных. Будьте осторожны, дух может прислать вам медведя или волка".
         Другую легенду удалось узнать от работника Байкало-Ленского заповедника В. Трапезникова. В его редакции эта легенда звучит так:
         "Было у Байкала три дочери. Первую, покровительницу вод небесных, звали Лена. Имя второй - Ангара. Ее ласкал и лелеял сам Байкал. Третью, хозяйку вод подземных, звали Ритой. В небесах здешних жил суровый бог Тэнгри. Было у него два сына: Азмэ, который правил молнией, и Алмэ, хранитель грома. И как это часто бывает, порешили однажды Байкал и Тэнгри старшую дочь Байкала выдать за Азмэ, а среднюю - за Алмэ.
         Сговор их услышал свободолюбивый ветер. Он знал, что Ангара мечтает об Енесее, а Азмэ и Алмэ все время вьются около загадочной Риты, и ветер решил помочь сыновьям Азмэ и Алмэ самим распорядиться своей судьбой. В назначенное время он устроил светопредставление. С огромной скоростью ветер стал носиться по горам, круша все на своем пути. Небосвод затянуло тяжелыми тучами, в свисте ветра непрерывно грохотал Алмэ и швырял молнии Азмэ.
         Улучив момент, в шуме разбушевавшейся стихии, Ангара и Лена кинулись наперегонки к своим возлюбленным. Ангара встретилась с Енисеем, а Анай, будучи обласканный Иликтой, не проявил решительности и опоздал на встречу с Леной. Гордая Лена не простила этого своему возлюбленному и до самого океана она течет до сих пор под своим именем. Каждый год от обилия талых и дождевых вод в долинах Аная слышится могучий рев - это Анай просит прощения у Лены. Узнав о случившемся, Тэнгри страшно разгневался. Своей волей он навеки превратил братьев Азмэ и Алмэ в каменные утесы. Они стоят друг против друга, охраняя долину Хыр-Шулун, но им никогда не спуститься к красавице Рите. Когда в горах гремит гром и сверкают молнии, это братья стараются привлечь внимание озорной Риты. Но нет у нее ответных чувств. Слишком молода она и всю свою энергию тратит на озорство и шалости, скрываясь, не доходя до Байкала, под камнями и землей".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100