«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 56%

В ловушках мирового рынка


         Кристаллы нужны производителям лазеров, и, казалось бы, лучший материал всегда найдет у них спрос. Примерно так рассуждал Кузьмин. Но ничуть не бывало. Производители кристаллов стоят в начале производственной цепочки кристалл-лазер-лазерное оборудование и по сути являются заложниками сложившихся стандартов. Производителям проще доводить характеристики лазеров, сработанных по существующим схемам, чем решиться на разработку новой. Это не только пресловутая проблема технологической инерции - даже при работе с известными материалами при разработке нового лазера только НИОКР стоит два-три миллиона долларов, а ведь еще необходимы перестройка технологических линий и переподготовка персонала. И главное - продвижение нового лазера требует согласованности с производителем конечного продукта - например, лазерных дальномеров или лазерных диагностических комплексов.
         Кроме того, производитель лазеров вообще не работает с единственным поставщиком кристаллов. Ему нужны две-три компании-поставщика, и не только для того, чтобы иметь возможность торговаться, - в первую очередь чтобы обезопасить себя от сбоев поставок. Такое устройство рынка и стало ловушкой для компании Олега Кузьмина - она умела хорошо растить действительно уникальный кристалл, который не могла продать ни одному серьезному производителю лазеров, потому что у нее не было конкурентов. А маститые производители кристаллов не брались за дорогостоящую разработку скандиевого бората, потому что спрос на обычные гранаты и так рос на 20% в год.


         Кузьмин уверен: если бы помимо "Фирна" появился еще один серьезный ростовик, лазерщики быстро бы раскусили прелести нового материала, ведь он давал уникальную возможность создания именно микролазера, то есть лазера с активным излучающим элементом размером в сотни микрон, несложно собираемого, очень стабильного в работе и в десятки раз меньшего по габаритам соответствующих по мощности приборов на традиционных кристаллах. В отсутствие желающих купить у него лицензию на выращивание бората Олег Кузьмин решает делать микролазер сам. Помимо всего прочего, освоение нового уровня технологического передела должно было на порядок повысить прибыльность компании. "Все девяностые годы производители и потребители только и говорили о том, что весогабаритные характеристики лазера на диодной накачке должны быть в разы меньше. Поэтому мы надеялись, что будем с нашим микролазером на коне, ведь его микрочип можно было встроить в корпус транзисторного типа или даже лазерного диода".


         Решили начать с зеленого лазера. Опыт работы над лазерами такого диапазона был и у самого Кузьмина, и у его коллег. В начале 80-х много работали как раз над твердотельными лазерами на диодной накачке, работающими в зеленом и синем спектрах излучения (эти спектры применительно к океану специалисты называют "окнами оптической прозрачности"), которые предназначались для отслеживания из космоса подводных лодок. Военные хотели создать серию беспилотных субмарин, которые могли бы автономно дойти до определенной точки, лечь на дно у береговой линии предполагаемого противника и ждать часа Х для запуска ракет. Провести лодки до заданного района и в нужный момент дать необходимые команды с орбиты предписывалось портативным лазерным системам, излучающим в зеленом спектре.
         Требовал стабильных зеленых лазеров и мировой рынок 90-х. Речь прежде всего шла о системах диагностики и контроля. Дело в том, что зеленый цвет воспринимается глазом в восемь раз ярче, чем красный свет той же интенсивности. К тому же существующие зеленые лазеры на диодной накачке таких известных компаний, как американская Coherent, стоят не меньше 25 тыс. долларов, Олег Кузьмин рассчитал, что продаваемый им прибор будет по меньшей мере в пять раз дешевле и в десять раз меньше.
         Но в 1998 году деньги по программе МНТЦ закончились, поэтому для реализации микролазерного проекта пришлось снова возвращаться к старому - выращивать и продавать редкоземельные и алюминиевые гранаты. На создание микролазера потребовалось два года. Когда "Фирн" выставил свой первый непрерывный микролазер, излучающий в зеленом диапазоне, на мюнхенской лазерной выставке Laser-2001, успех был ошеломляющим - ведь ничего подобного в мире не существовало. В репортаже "Немецкой волны" говорилось, что эксперты облепили стенд русской компании так, что к специалистам "Фирна" нельзя было подобраться - они не успевали давать интервью и вести переговоры.
         Впрочем, восхищение специалистов технологическим совершенством лазера "Фирна" в коммерческий успех не конвертировалось. Производителей лазерного оборудования интересовали поставки в объеме от тысячи штук, а Кузьмин честно признавался, что больше нескольких десятков штук в год не потянет. Потенциальные покупатели, уверенные, что производство лазера с такими качественными параметрами соответствующим образом сертифицировано, отказывались верить, что он собран буквально "на коленке".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100