«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 60% |
Соединенные Штаты сделали очередной шаг к ликвидации остатков производства ядерного оружия времен холодной войны в мае текущего года. Речь идет о ликвидации плутония в России, когда министерство энергетики США присудило контракты на строительство энергетических станций, работающих на ископаемом топливе, которые заменят собой три российских ядерных реактора. Эти реакторы производят не только тепло и электроэнергию, но и оружейный плутоний в количестве, достаточном для создания 1,5 ядерных боеприпасов в день. Когда завершится финансируемое США строительство этих станций, и когда будут остановлены ядерные реакторы, в России прекратится производство оружейного плутония.
Говорят, президент Буш решительно настроен и на сокращение численности стратегического ядерного арсенала США на две трети, а также на создание условий, при которых ядерные и радиоактивные материалы не могли бы попасть в руки террористов. Этот проект, стоимостью 466 млн. долларов, представляет собой самый последний шаг в рамках активных усилий по борьбе с распространением, расходы на которые с момента прихода президента Буша на свой пост увеличились с 800 млн. до 1,3 млрд. долларов в год. Именно поэтому в ходе состоявшихся в Конгрессе дебатов по оборонному бюджету вызывал недоумение и шум по поводу 21 млн. долларов, ассигнование которых позволило бы ученым США разработать передовые концепции в области вооружений, способные защитить страну от угроз 21 века. (В целом на программы Министерства энергетики США в области ядерных вооружений в бюджете предусмотрено 6,4 млрд. долларов).
По мнению американцев, такой уровень финансирования не должен был никого удивлять. Это логический результат ранних инициатив администрации Буша, одобренных Конгрессом, предусматривавших тщательный анализ политики страны в области ядерных вооружений. В результате этого анализа было определено, что потребности страны в области национальной безопасности в 21 веке будут коренным образом отличаться от тех потребностей, которые имели место в течение последних 50 лет. Политика сдерживания в годы холодной войны привела к появлению предсказуемого - хотя и довольно страшного - баланса страха, который сегодня в основном сошел на нет. Следовательно, существует вероятность того, что угрозы будут появляться быстрее и станут менее предсказуемыми. Такая ситуация требует восстановления способности США отвечать на новые вызовы. В последнее время Соединенные Штаты предпринимают серьезные шаги к восстановлению этой способности. Сегодня в первый раз за десять лет США способны производить плутониевые сердечники - также известные как "инициаторы" - важнейшие компоненты ядерных боеприпасов. Отсутствие этой возможности серьезно ограничивало способность поддерживать ядерный арсенал. США также приступили к давно назревшей программе модернизации ядерных объектов. Между тем, сохранение способности отвечать на вызовы 21 века требует дополнительных усилий.
Если американские ученые решат, что США не могут быть удовлетворены надежностью существующего ядерного арсенала, то в таком случае США должны быть способны проводить и ядерные испытания в гораздо более короткие сроки, чем тот трехлетний формат, который установлен на сегодняшний день. Способность проводить испытания в течение 18 месяцев представляет собой важнейший актив, которым должен располагать любой президент. Кроме того, государство должно предоставить американским ученым, работающим в сфере вооружений, необходимые ресурсы и полномочия для изучения передовых концепций вооружений, в том числе исследования, связанные с боеприпасами малой мощности. Финансовые ограничения и противоречащие друг другу правовые запреты препятствуют новому мышлению на этих направлениях. Это в свою очередь ограничивает возможности в создании оптимальных средств реагирования на нарождающиеся угрозы.
Те вызовы, которые исходят от преступных режимов или террористов, обладающих оружием массового поражения, резко отличаются от вызовов, исходивших от Советского Союза. И, тем не менее, лучшие умы Америки не могут полностью переключить свое внимание с победы в холодной войне на противостояние новым вызовам. Наконец, США должны двигаться вперед в решении одной из важнейших военных проблем, сформулированных в результате последнего анализа - использования противником укрепленных и погруженных глубоко под землю средств защиты своего оружия и других активов. (Нетрудно понять, что речь идет в первую очередь о России, а затем о Китае и некоторых других странах).
Ученые только начинают изучать вопрос о том, будут ли модифицированные варианты существующих боеголовок эффективными при нанесении ударов по таким целям. Наряду с этим проводится и анализ применимости обычных вооружений для противодействия такой угрозе. США не планируют возобновление испытаний; не повышают уровень готовности к испытаниям, что давало бы возможность разрабатывать новые виды ядерных вооружений. США вообще не планируют создавать новые типы ядерных вооружений. Задача состоит в том, чтобы изучить весь спектр концепций в сфере вооружений, что позволило бы иметь надежные средства сдерживания и реагирования на новые и нарождающиеся угрозы, а также возможность и дальше оценивать надежность арсеналов в отсутствие испытаний.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||