Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 0% |
Начало тысячелетия принесло миру новые вызовы, наиболее опасным из которых является глобальный терроризм. Террористические акты 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне ознаменовали начало "первой войны XXI века" - войны, которая, по мнению некоторых видных политических деятелей, в той или иной степени коснется большинства стран мира, что дает основание называть ее "третьей мировой войной".
Сегодня, когда со дня американской трагедии минуло два месяца, политики подходят к оценке ситуации уже более трезво и стараются не использовать такие выражения, как "война цивилизаций" (именно так назвал ее Джордж Буш в своем первом после теракта обращении к народу США), "война бедного Юга против богатого Севера" или еще как-то в этом же роде. Время эмоций прошло. Теперь то, что происходит, называется более буднично и знакомо - "совместная борьба с международным терроризмом". На данном этапе это, похоже, действительно так, хотя во что она (борьба) превратится в дальнейшем, пока еще не совсем ясно.
Тем не менее, политологи, в отличие от политиков, не спешат открещиваться от тех оценок, которые мы услышали от них (еще раньше, чем от политиков) в первые часы после трагедии, а наоборот ищут новые и новые подтверждения того, что это - именно "конфликт цивилизаций". Вот, например, мнение известного российского политолога Вячеслава Никонова:
"... Похоже, что во многом подтверждается теория Хантингтона, который еще в восьмидесятые годы предсказывал, что следующий век будет веком конфликта не систем, не классовых противоречий, а конфликта цивилизаций, и прежде всего - мусульманской и христианской. Похоже, что это уже начинается, уже, в общем, идет - от Афганистана до Чечни, Балкан и дальше. Теперь дошло до Нью-Йорка и Вашингтона".
Затем примерно то же самое читаем у ректора Восточно-Европейского института психоанализа Михаила Решетникова:
"Человечество сталкивается с тенденцией, которая сохранится на протяжении всего XXI века и, может быть, за его пределами. Речь идет не о штучных терактах, а о столкновении двух цивилизаций в условиях быстрой экспансии арабского мира...
И с течением времени ситуация будет не рассасываться, как считают в США и в Европе, а усугубляться. Пока большинство арабских стран не обладает адекватной военной организацией и не может противостоять современным армиям западных государств. Но экономический потенциал арабского мира быстро растет. Пока у него хватает средств только для акций устрашения. Это несоответствие амбиций и возможностей и порождает исламский терроризм".
Правда, не совсем понятно, почему г-н Решетников говорит лишь об арабских странах. Исламская цивилизация охватывает и такие страны, как Афганистан и Ирак (которые, кстати, и стали основными объектами ответного удара США и антитеррористической коалиции), а также Иран, Пакистан, Малайзию, Индонезию, частично Россию (население некоторых северокавказских республик, Татарстана, Башкирии), в какой-то степени Китай (дунгане, уйгуры) и целый ряд других стран, не имеющих к арабам никакого отношения. Впрочем, мы не предъявляем к г-ну Решетникову особых претензий, а хотим только отметить, что база исламского терроризма значительно шире, чем он ее себе представляет.
И Вячеслав Никонов, и Михаил Решетников, безусловно, правы в одном: терроризм конца XX - начала XXI века порождается не конфликтом систем, не классовыми противоречиями, как это было раньше, а совсем другими причинами.
За свою историю терроризм являлся к нам во многих обличиях - анархизм, левый террор, правый террор, белый, красный и, Бог знает, какой еще. За каждой из всех этих разновидностей террора стояла какая-то идеология. Теперь идеологии места нет. Нынешний террор - ни левый, ни правый, ни белый, ни красный, а преимущественно этнически-сепаратистский (Чечня, Абхазия, Босния) или чисто этнический (борьба арабских террористических организаций против Израиля, фетва бен Ладена об уничтожении граждан США, где бы они ни находились, теракты 11 сентября, масса других примеров). И надо признать, что этнических террористов победить куда труднее, чем идеологических, поскольку они пользуются мощной (как явной, так и скрытой) поддержкой своих соотечественников и единоверцев.
Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||