Оглавление | Каталог библиотеки

не прочитано
Прочитано: 0%

В небе воюют пионеры и хищники

15.04.2003 16:25

http://science.pravda.ru


         За последние 25 лет беспилотные летательные аппараты стали обязательной частью вооружений современных армий. Однако их будущее, скорее всего, будет не только военным


         В США разрабатываются правила использования беспилотных летательных аппаратов для выполнения различных задач в воздушном пространстве страны. Федеральная Авиационная Администрация готовит пакет нормативных актов, регулирующих правила использования беспилотных самолетов для контроля за дорожным движением, перевозки грузов, тушения лесных пожаров, проведения спасательных операций и т.д. По прогнозу маркетингового агентства Forecast International, уже через десять лет коммерческие и муниципальные службы США будут использовать более 8 тыс. беспилотных летательных аппаратов.
         Беспилотные летательные аппараты стали частью арсенала многих армий мира, и несколько десятков компаний занимаются их разработкой и производством. Оригинальные модели этих машин ныне производятся в России, Украине, США, Израиле, Франции, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Нидерландах, Германии, Италии, Австрии, Чехии, Хорватии, ЮАР, Малайзии и Сингапуре. Несмотря на все различия, беспилотные летательные аппараты имеют схожие принципы действия: они находятся в воздухе несколько часов, передавая четкие изображения местности в режиме реального времени на экраны, расположенные в командных пунктах.
         Первенство в создании беспилотных летательных аппаратов принадлежит СССР. Первые разработки появились в конструкторском бюро Туполева в 1963 году. Однако в массовом порядке подобные машины стали производить в Израиле после войны 1973 года. Тогда израильские ВВС в 1973 году понесли серьезные потери от действий систем противовоздушной обороны арабских государств, использовавших советское вооружение. Использование обычных самолетов для разведки стало проблематичным и рискованным. В 1976 году израильская фирма Malat создала первый в мире беспилотный самолет Scout ("Разведчик"). В 1985 году израильские беспилотные самолеты Pioneer ("Пионер") впервые прошли проверку в реальных боевых условиях во время войны в Ливане. В результате, более 200 таких машин были закуплены США. Кроме того, США начали разработку собственных беспилотных летательных аппаратов. В 1990 году компания TRW создала беспилотный самолет Hunter ("Охотник"), впервые в мире оснащенный приборами ночного видения.

БПЛА "Пионер"


         Военный дебют беспилотных самолетов в вооруженных силах США прошел во время войны с Ираком 1991 года. 30 Pioneer в общей сложности совершили 483 боевых вылета. Потери среди них были очень высоки: два были сбиты иракским ПВО, пять потерпели крушение в силу естественных причин, 19 - были повреждены и нуждались в ремонте. "Охотники" были проверены на практике во время конфликта в Косово и доказали свою эффективность. Во время войны в Афганистане ВВС США испытали новую тактику использования подобных машин. Они передавали изображение не в штабы, а непосредственно боевым самолетам и вертолетам, которые, таким образом, могли оперативно корректировать способы атаки цели и используемое оружие.
         Ныне вооруженные силы США используют в Ираке десять различных типов беспилотных летательных аппаратов. Армейские части используют Hunter, Pointer ("Наводчик") и Shadow ("Тень"); морская пехота - Dragon Eye ("Драконий Глаз") и Pioneer; военно-воздушные силы - Force Protection Surveillance System, Global Hawk ("Глобальный Ястреб") и Predator ("Хищник"). Предполагается, что в ближайшее время в Ираке будет впервые использован беспилотный самолет Silver Fox ("Серебряный Лис"). Во время боев за Багдад "картинки", снимаемые беспилотными самолетами США, транслируются в штабы, расположенные в Саудовской Аравии или Катаре. Их также получают командиры подразделений, ведущих бои в городских условиях. Относительно небольшие потери, понесенные американскими и британскими войсками в Басре и Багдаде, в частности, объясняются массовым использованием беспилотных самолетов, которые засекали места, где укрывались иракские снайперы и гранатометчики.

БПЛА "Хищник"


         Некоторые беспилотные летательные аппараты не только ведут разведку, но и самостоятельно наносят удары. В конце 2002 года в Йемене американский беспилотный самолет Predator обстрелял ракетами автомобиль, в котором находились руководители местной ячейки "Аль Каеды". Беспилотные самолеты используют особые бомбы, практически не дающие осколков. Эти бомбы были разработаны в результате патрулировании американской и британской авиацией беспилотных зон в Ираке в 1990-е годы. Иракцы прятали свои системы ПВО в жилых районах, и подобные бомбы сводили к минимуму риск поразить мирное население.
         Беспилотные летательные аппараты - не обязательно самолеты. К примеру, компания Northrop Grumman (США) разработала беспилотный вертолет Fire Scout "Огненный Разведчик"), а австрийская компания Schiebel - вертолет Camcopter. Американская компания Honeywell Kestrel разработала беспилотный летательный аппарат, вообще не похожий на традиционные самолеты и вертолеты. Он способен взлетать и приземляться вертикально.
         По мнению американских военных аналитиков, в будущем бригада из 3-5 тыс. человек будет пользоваться не менее, чем 200 беспилотными летательными аппаратами. Более того, в ближайшем будущем вероятно, что персональный самолет появится у каждого пехотинца. В США создан самый маленький в мире беспилотный летательный аппарат. Размах его крыльев около 30 см, вес примерно 120 гр. Он может находиться в воздухе 107 минут. Самолет, названный Wasp, был создан Военным Агентством Передовых Научных Исследований DARPA. Предполагается, что подобные самолеты в ближайшем будущем станут частью личного снаряжения солдат, ведущих бои в городских условиях.
         В 2003 году военное ведомство США планирует затратить на разработку и создание беспилотных самолетов $1 млрд. - на $150 млн. больше, чем в 2002 году и планирует к 2020 году резко увеличить их число и роль в военных операциях. Компания Boeing разрабатывает беспилотный самолет нового поколения Х-45, который будет способен нести на борту до двенадцати тяжелых бомб. Предполагается, что первый образец такой машины войдет в строй в 2007 году - он предназначен для уничтожения радаров и зенитно-ракетных комплексов. За счет того, что такой самолет не должен нести человека, он более дешевый и может двигаться намного быстрее.
         По данным DARPA, эффективность подобных боевых машин до сих пор остается под вопросом. Беспилотные аппараты остаются очень уязвимыми прежде всего из-за того, что теоретически противник может перехватить управление машиной, разоружить, уничтожить или неверно ориентировать его или даже направить против собственных войск.

Оглавление | Каталог библиотеки

 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100