«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки

прочитаноне прочитано
Прочитано: 29%

Птичья стая


         С НЛО, подобным дагестанскому, наши военные уже сталкивались. В конце 1969 года в нескольких километрах от Байконура был замечен самолет, нарушивший границу. Всем средствам ПВО, находившимся в этом районе, была объявлена боевая готовность. Но сбивать самолет не понадобилось, он... сел сам. Как оказалось, это был американский беспилотный самолет-разведчик. На его борту находилась разведывательная аппаратура, которая фиксировала радиосигналы, засекала радарные установки и фотографировала местность с точной привязкой координат.
         Когда проявили фотопленку, то обнаружили, что основная съемка велась над территорией Китая. Видимо, разведчик сбился с маршрута и, выработав все горючее, сел на нашей территории. Было определено, что "беспилотник" мог "отмахать" пять тысяч километров и забираться на такие высоты, где ракеты его не брали. Реактивный двигатель был способен разгонять летательный аппарат до сверхзвуковой скорости.
         "Залетный" гость получил кодовое обозначение "изделие Р" и подвергся самому тщательному изучению. В результате 19 марта 1971 года появилось Решение комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленному комплексу No 57. В нем говорилось, что в кратчайшие сроки следует подготовить аванпроект советского аналога американского беспилотного разведчика с учетом использования отечественных материалов "силовой" установки, самолетного и целевого оборудования.

Тема получила шифр "Ворон"...


         Создаваемый беспилотный разведчик должен был входить в комплекс стратегической и оперативной воздушной разведки. Стартовать беспилотник должен был с самолета-носителя.
         Казалось бы, 1971 год можно считать годом рождения наших беспилотных самолетов-разведчиков. Но это не так. И американский аналог не стал прообразом для них. Созданный туполевцами "Ворон" стал одним из...
         Если все расставить по ранжиру, то первым займет место тактический беспилотный самолет-разведчик Ла-17Р. В конструкторском бюро С. Лавочкина его создали еще в 1959 году.
         В 1964 году прошел госиспытания в НИИ ВВС туполевский дальний беспилотный разведчик "Ястреб". Мы привыкли хаять нашу фотооптику, и не без основания. Но, оказывается, были военные образцы телеобъектов, которые могли с высоты 20 километров запечатлеть в деталях шпалы железнодорожного полотна. Причем в это время самолет-разведчик летел со скоростью 2700 км в час.
         Затем появился "Стриж"... Птичья стая беспилотников пополнялась.
         В начале 60-х в КБ Туполева было создано "подразделение К", которое занималось разработкой беспилотных летательных аппаратов. Можно себе представить, сколько уникальных конструкций здесь было разработано.
         В одном из военных изданий ведущий специалист Рудольф Григорьевич Толкунов, стоявший у истоков создания отечественных "беспилотников", вынужден писать горькие строки:
         "Дело хиреет. А между тем в США создано управление, которое занимается развитием и совершенствованием беспилотной техники. Ежегодный бюджет управления - несколько миллиардов долларов. Американцы, как известно, денег на ветер не бросают. Мы, впрочем, тоже - по причине отсутствия. Поэтому и платим за все по двойному тарифу".

Посмотрели... и будет


         Время вносит коррективы в доктрины войн. Из глобальных они превращаются в локальные. Должно меняться и вооружение, но делать это боятся, считая, что локальные войны - это явление временное. Как ни странно, динамичнее всего реагировали на изменение статуса войн конструкторы беспилотных летательных аппаратов. Достаточно перечислить их названия, и все станет ясно: "Ястреб", "Ворон", "Коршун", "Стриж", "Пчела", "Шмель"...
         А, впрочем, почему странно? Разведчики должны быстрее всего приспосабливаться к изменению обстановки. Последние два летательных аппарата относятся к четвертому поколению беспилотников. Даже название указывает на то, что они стали по размерам значительно меньше своих собратьев, но в техническом совершенстве им не уступают.
         Мы не располагаем данными применения беспилотников в Чечне. Военными отмечено, что испытания прошли успешно. Но вот данные по американской армии нам отыскать удалось. Во время войны с Ираком, при проведении операции "Буря в пустыне", на долю самолетов-разведчиков пришлось 85 процентов всей воздушной фоторазведки. Их зоркие "телеглаза" обнаружили более 50 процентов скрываемых в пустыне и тщательно замаскированных пусковых установок "СКАД", подземных бункеров и ангаров. Поверьте, цифры впечатляющие. Ни один вид наземной разведки такой объем работ выполнить не сможет.
         Кроме того, беспилотники могут постоянно висеть над полем боя, фиксируя изменения оперативной обстановки. "Пчела", забравшаяся на двухкилометровую высоту, практически неуязвима. Средств для ее поражения еще не придумано. Сообщается, что в Чечне боевики сумели сбить всего лишь один самолет-разведчик.
         Наши военные скупы на информацию, но есть сведения, что в последнюю чеченскую кампанию Гудермес взяли без единого выстрела не без помощи "Пчелы". Когда самолет-робот появился над позициями боевиков, они поняли, что удар артиллерии будет на этот раз особо прицельным.
         Наверное, правильно сравнивать свою военную технику с зарубежными аналогами. Так вот, "Пчела" нисколько не уступает американским беспилотникам такого же класса, но зато в двадцать раз дешевле.
         На сегодняшний день разработкой самолетов-разведчиков занимаются в США, Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Китае, Ираке. Представляете, какая конкуренция на мировом рынке вооружения? Мы не отстаем. Наш комплекс "Строй-П", в который входит самолет-разведчик "Пчела", пользуется спросом.
         К сожалению, нам приходится в первую очередь говорить о мировых рынках. Наша гордость идет на продажу.
         Чем же гордиться должны мы? "Пчела" принята на вооружение российской армии в 1997 году. В Ахтубинске сформирована специальная часть по использованию беспилотных авиационных комплексов.
         На этом все радостные для нас известия заканчиваются.
         У нас за эти годы сложилась традиция поражать мир своими военными шоу. Посмотришь - чего только у нас нет! Но военные, ставшие невольно массовиками-затейниками, не удовлетворяются пассивными выставочными показами. Свои шоу они перенесли... в Чечню. Только возникает вопрос: где у нас "Черные акулы"? А вот они, летают в Чечне. Правда, всего неделю. Но эта информация остается за телевизионными кадрами. Нам показывают какие-то "умные" снаряды, которые сами выбирают себе цель и готовы разрушить все. Но спросите о них артиллеристов, долбавших боевиков в горах и на равнинах. Они в ответ лишь иронически улыбнутся. О "Пчеле" тоже раструбили. Показали этого маленького летающего разведчика во всей красе. Но опять же это было всего-навсего телевизионное шоу. Как и прежде, колонны с военным грузом сопровождают огромные мишени - вертолеты, - и разведку в горах все так же ведут люди.
         У России есть новое оружие, это мы знаем. Но для армии оно остается до сих пор неопознанными летающими, стреляющими, движущимися объектами. Это оружие-фантом. Беспилотный летательный аппарат "Пчела", тоже из этого разряда. Посмотрели... и будет.


         Тактико-технические данные "Пчелы"


         * Вес - 138 кг.
         * Радиус боевого применения - 50 км.
         * Высота полета - от 100 м до 2,5 км.
         * Крейсерская скорость - 110-150 км в час.
         * Продолжительность военной разведки - 2 часа.
         * Время наработки на отказ - 5000 часов полета.

* * *

На снимках:

1. Первый отечественный самолет-беспилотник Ла-17 Р.

2. Стартовый комплекс Ла-17Р.

3. Стартовый комплекс "Пчела".

4. Беспилотник Ту-330 "Коршун".

5. Беспилотник Ту-141 "Стриж".

6. Старт "Стрижа".

7. Беспилотник Ту-123.

8. Стартовый комплекс Ту-123.

9. Беспилотник Ту-143 "Рейс".

10. Погрузка беспилотного летательного аппарата.

11. Беспилотные вертолеты Ка-137.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100