Оглавление | Каталог библиотеки
Прочитано: 0% |
Вполне возможно, что к 2007 году беспилотные летательные аппараты будут допущены в "гражданское" воздушное пространство. То есть, аппараты-роботы будут летать там же, где и пассажирские лайнеры, причём на равных. Что, страшно?
NASA в сотрудничестве с военными (US Navy) и учёными намеревается в ближайшие пять лет убедить Федеральное управление авиации (US Federal Aviation Administration - FAA) в том, что полёты беспилотных аппаратов вместе с обычными самолётами абсолютно безопасны. В качестве доказательств в FAA будут представлены результаты испытаний, которые уже проводятся, можно сказать, успешно.
Беспилотные летательные аппараты называются UAV - "бесчеловечные" (Unmanned) или необитаемые (Uninhabited) воздушные транспортные средства (Aerial Vehicles).
Разработкой UAV'ов американское Минобороны (Department of Defense - DoD) занимается с конца 80-х годов прошлого столетия, и в 90-х добилось заметных успехов. DoD вместе с NASA с самого начала разделили UAV'вы на три категории в зависимости от дальности их полётов: Close Range - полёты "поблизости" до 50 км, Short Range - до 200 км и Endurance - продолжительные полёты на расстояние свыше 200 км.
С появлением новых технологий первые две из вышеназванных категорий были объединены в одну Тактическую программу (Tactical UAV Program) - здесь такие UAV'ы, как Pointer, Pioneer, Exdrone и другие. К Tactical UAV добавилась и новая - некая "корабельная" категория (Shipboard category).
Что же касается UAV'ов, способных преодолеть 200 км и больше, то теперь это называется "Высотной программой" (High Altitude Program), а "правят бал" здесь известный по Афганистану и Косово Predator, а также беспилотные помощнее - Global Hawk и DarkStar.
Судя по всему, использованием UAV'ов в военных целях американцы довольны - о Future Combat Systems с их участием мы уже рассказывали. Эти успехи навели военных и NASA на мысль о потенциальном гражданском использовании беспилотных воздушных транспортных средств, для чего уже выведены три категории мирных UAV'ов: Local, Regional и всё та же Endurance.
В настоящее время в разработку гражданских беспилотных аппаратов вовлечены около 20 компаний, которые предлагают более сорока различных конфигураций UAV'ов: 18 локальных (например, Cypher, Aerobot FS-24...), 10 региональных (Skyeye, Hunter...) и 13 "дальнобойщиков" (Raptor, Chiron...).
Миссия военных беспилотных аппаратов известна и предельно ясна - это разведка, уничтожение целей, доставка грузов и тому подобное. О транспортировке UAV'ами солдат речь, (может быть, пока) не идёт.
То же самое и с гражданскими - им отводится всё та же разведывательская работа: профилактика и тушение лесных пожаров, контроль за сельхозугодиями и так далее. Также возможна грузоперевозка, а о пассажирских UAV'ах сейчас, слава Богу, никто и не заикается.
Кстати, в конце марта 2002 года компании Bauer's Environmental Research Aircraft и Sensor Technology планируют продемонстрировать возможности UAV'а, который называется Helios. Этот достаточно известный аппарат, работающий на солнечных батареях, будет оборудован инфракрасной камерой, чтобы выяснить лучшее время для сбора урожая кофейных зёрен на гавайских кофейных плантациях.
А 13 марта 2002 года в Нью-Мехико NASA провела испытания другого UAV'а - весьма футуристичного на вид четырёхкрылого самолёта Proteus. Лётчики-испытатели и инженеры, проводившие эксперимент, надеются, что результаты именно этих испытаний будут способствовать благополучной интеграции "необитаемых" самолётов в национальное воздушное пространство.
По сути, данные испытания были тестом на безопасность: UAV, а точнее его создатели и сочувствующие им деятели из NASA и US Navy, должен был доказать, что он не будет "влететь в другой самолёт" (fly into other aircraft).
Испытания представляли собой то, что у лётчиков называется "игра в цыплёнка" (game of chicken). Цыплёнком был UAV Proteus, оборудованный радиолокационной системой Skywatch, работающей по принципу "видеть и избегать" (see-and-avoid - DSA).
Она сканирует воздушное пространство на 30 с лишним километров вокруг оборудованного ей самолёта и засекает ответные радиосигналы (transponder radio signals). Помимо Skywatch, на UAV'е были установлены и другие датчики, основанные на радарной или инфракрасной технологиях (infrared or radar technology), чтобы обнаружить самолёты без transponder-сигналов.
"Играли" с управляемым с земли "цыплёнком" реактивные F-18, также оборудованные Skywatch. Благодаря этому программному обеспечению, самолёты, на которых оно установлено, обнаруживают друг друга, после чего оборудование постоянно обменивается данными о курсе и скорости самолётов, вычисляя, как избежать столкновения и передаёт данные на землю.
F-18 по одному и по двое заходили на Proteus'а с разных направлений, высот, под углом и так далее, чтобы проверить, смогут ли датчики на UAV'е обнаружить самолёт и просчитать возможности столкновения - всего было разыграно 18 сценариев.
Skywatch Proteus'а всякий раз исправно передавал информацию диспетчеру в аэропорт, данные чётко отображались на экране, что позволило наземным службам выбирать для Proteus'а новый безопасный курс.
Отчёт NASA об испытаниях заканчивается оптимистической фразой: "Интеграция UAV'ов в национальное воздушное пространство должно быть одобрено Федеральным управлением авиации".
Неужели им не страшно выпускать беспилотные "бесчеловечные" "необитаемые" аппараты в "гражданские" воздушные коридоры? Удастся ли убедить FAA, у которой в последнее время и так забот по горло?
| ||||||||