«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 42% |
Проект "АВВА" сделал Березовского известным государственным деятелем и промышленником. Крупные инвестиции в важнейший для страны сектор экономики - автопромышленность, - совместное предприятие с "Дженерал Моторс", новый метод финансирования промышленности (частные инвестиции и рынки капитала) - "АВВА" олицетворяла приход новой, динамичной эры. И генеральный директор "АВВА", Березовский, смотрелся, как человек, работающий на будущее России. "Если Россия не хочет стать страной третьего мира, она должна создать мощную промышленную базу, - декларировал он. - Если Россия хочет сохранить свою экономическую и политическую самостоятельность, она обязана развивать промышленный потенциал".
В декабре "АВВА" начала продавать свои ценные бумаги населению. Поначалу это были депозитные сертификаты, стоили они по 7 долларов (10 000 рублей) и были доступны даже самым малоимущим россиянам. Сертификатами торговали люди с чемоданами в метро и на улице, а рядом шла покупка приватизационных ваучеров (которые, по забавному совпадению, стоили те же 10 000 рублей). Сертификаты "АВВА" были бессрочными - как только новый автозавод будет построен, их будет можно обменять на наличные деньги или на акции. Держатели сертификатов смогут участвовать в лотерее, призами в которой будут тысячи новых "вазовских" машин (стоимость примерно 7000 долларов) - со скидкой от 30 до 100 процентов.
Рекламная кампания сделала своё дело - народ поверил, что завод будет построен, все жаждали поучаствовать в автомобильной лотерее. Десятки тысяч россиян купили сертификаты "АВВА" на общую сумму 50 миллионов долларов. В начале 1994 года на основных российских биржах эти сертификаты шли очень бойко - наряду с приватизационными ваучерами, сертификаты "АВВА" были самой ликвидной в стране ценной бумагой.
Но несколько месяцев спустя "Дженерал Моторс" из проекта "АВВА" вышел - испугался коррупции на "АвтоВАЗе". Помимо Banque Nationale de Paris и 50 миллионов долларов, инвестированных российскими гражданами, никакого финансирования не поступало. Имевшихся средств не хватало даже для того, чтобы начать строительство. На первой лотерее "АВВА" было предложено всего 650 автомобилей "АвтоВАЗа". Инвесторы начали подозревать, что "АВВА" - очередное надувательство. К осени 1994 года сертификаты потеряли почти всю свою стоимость на рынке.
Весной 1995 года президент "АвтоВАЗа" Владимир Каданников признал в прессе: "АВВА" не удалось собрать необходимой суммы для того, чтобы строить новую сборочную линию. Есть смысл использовать средства "АВВА" для других, более скромных инвестиционных проектов "АвтоВАЗа". Народный автомобиль приказал долго жить.
В начале 1999 года я спросил о судьбе "АВВА" Рене Кюпперса, генерального директора швейцарской финансовой компании "Forus" и одного из акционеров-учредителей "АВВА". В ответ он презрительно фыркнул. "Понятия не имею, чем они сейчас занимаются. Это была неудачная инвестиция, деньги пришлось списать целиком и полностью".
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»