«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 39% |
В конце 80-х годов тридцатидевятилетний Михаил Харшан завёл свой первый бизнес: турагентство для иностранцев. Когда в 1992 году Анатолий Чубайс объявил о начале программы приватизации, Харшан основал Первый ваучерный инвестиционный фонд, куда граждане могли приносить свои ваучеры и получать взамен акции компаний. Подобных ваучерных фондов по России было около 600, и все они привлекали инвесторов с помощью громких рекламных кампаний, обещая им прибыли до нескольких сот процентов в год. Первый ваучерный фонд Харшана таких экстравагантных заявлений не делал, но ему удалось стать крупнейшим чековым фондом в России и собрать 4,5 миллиона ваучеров (3 процента от общего количества); в конечном счёте, фонд инвестировал эти ваучеры в восемьдесят различных компаний - гостиницы, заводы по производству удобрений, металлургические заводы. У Харшана перед конкурентами было серьёзное преимущество: он имел возможность продавать акции своего фонда через тысячи почтовых отделений - розничная сеть гигантских масштабов. Ему удалось заполучить такую сеть, потому что он платил Министерству связи по 1 миллиону долларов в месяц, подкупил нескольких чиновников и пустил в ход свои старые связи в КГБ.
Методы Харшана зачастую были далеки от цивилизованных. Одна из его любимых историй - как он приобрёл долю в компании "Соликамскбумпром", к северу от Перми. Эта крупная бумажная фабрика ежегодно производила 460 000 метрических тонн бумаги и была одна из немногих в России производителей газетной бумаги. Вместе с директором компании Харшан "убедил" местный комитет по приватизации провести ваучерный аукцион только на территории фабрики. Поскольку сама фабрика находилась в зоне расположения оборонных заводов, официальный доступ посторонним туда был закрыт. Но Харшан договорился с высокопоставленным московским чиновником, и тот позвонил в Соликамск бывшему секретарю обкома, главе местной администрации. Людей Харшана охрана на фабрику пропустила, и ему удалось приобрести 10 процентов компании. "Мы ни в кого не стреляли, не нарушали никаких законов, - с ухмылкой объяснял Харшан. - Просто вот так в России делается бизнес".
Ещё одним солидным игроком на рынке ваучерной приватизации была "Альфа", коммерческая фирма с хорошими связями. Её владельцы сделали большие деньги в 1992 и 1993 годах на экспорте нефти и металлов, ввозе сахара и торговле другими сельскохозяйственными товарами. В декабре 1992 года министр внешних экономических связей Пётр Авен, в чьём ведении находились торговые компании, подобные "Альфе", оставил министерское кресло и стал президентом "Альфа-банка", разделив власть с двумя молодыми людьми, имевшими хорошие связи. В тот же месяц "Альфа" создала свой собственный чековый инвестиционный фонд - "Альфа-капитал". Этому фонду удалось собрать 2,5 миллиона ваучеров, и он стал одним из крупнейших в стране. Он приобрёл доли в сорока шести компаниях, включая цементные заводы и другие заводы по производству стройматериалов, пищевые фабрики и химические компании. Михаил Александров, двадцатисемилетний специалист в фонде "Альфа-капитал", рассказывал, захлёбываясь от восторга, в разгар этой рыночной вакханалии: "Иногда даже не верится, что эта компания находится в России - оборудование новенькое, чистенькое, имущество - просто сказка".
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»